Translate my Blog

понедельник, 12 марта 2018 г.

ФОРТЫ КРОНШТАДТА (март 2018 г.)


ФОРТЫ КРОНШТАДТА
(март 2018 г.)

    Зима… Точнее, весна, но на «дворе» «-». Можно по льду дойти туда, куда сложно в принципе добраться – экскурсия, кораблик, деньги. Не, лучше по льду – намного интереснее! Спасибо друзьям, которые это организовали!!





Туда, Форт Александра, не дойти.

ФОРТ «ПАВЕЛ I»

     Конец XVIII века, прошедший в многочисленных войнах, увенчался новыми методами ведения войны на море – внезапными нападениями брандер, вооружением кораблей карронадами, позволяющими вести более плотный огонь по неприятелю. Необходимо было учитывать новые условия, а также то, что суда с мелкой посадкой могли уйти из под огня кронштадтских батарей, взяв курс южнее основного фарватера.
   В морском министерстве решили построить два форта, выдвинутых на запад от основной базы флота – гаваней Кронштадта. Первым стали строить батарею на ряжах с южной стороны фарватера на 2 км западнее форта «Кроншлот».
   Батарея имела два бастиона, соединённых куртиной. Орудия располагались открыто, кроме западного бастиона, имевшего глухие амбразуры. Протяжённость фронта обороны составила 408 метров.
   Строительство завершили в 1801 году. На форте разместилось 66 пушек и несколько мортир. Это было мощное оборонное сооружение для своего времени, надёжно защищавшее Кронштадт и Санкт-Петербург. Новую батарею назвали «Рисбанк», что в переводе с немецкого означало «Засечка на отмели».
   Даже после постройки «Рисбанка» у морского ведомства не было полной уверенности в надёжной защите южного фарватера. В 1808 году была возведена ещё одна ряжевая батарея в тылу Рисбанка, вооружённая 19 орудиями.
      В 1834 году форт ещё расширили: гавань оградили тремя куртинами на ряжах, соорудили две казармы под капониры (пушки) и три новых пороховых склада. На вооружении форта находилось после модернизации 122 орудия, которые обслуживали 610 артиллеристов.
   Форт «Рисбанк», в силу своего положения, находился на переднем рубеже обороны крепости, и поэтому имел исключительно важное значение. Появились проекты строительства форта «Рисбанк» в камне.   Строительство начали в 1844 году. Основание форта «Рисбанк» использовали для возведения помостов, лесов, размещения строителей, и установки копров для забивки свай основания нового форта.
   Основание форта закончили в 1847 году, и сразу приступили к укладке двух рядов мощных гранитных плит и строительству первого яруса обороны. Устройство основания и возведение стен производилось как при строительстве форта «Александр I». Строительство продвигалось быстро. Стройку форта неоднократно посещал император Николай I, оставаясь довольным ходом работ.
      В 1854 году император Николай I повелел переименовать «Рисбанк» в форт «Император Павел I».
      Артиллерия во второй половине XIX века стала стремительно развиваться –  появилось нарезное оружие, фугасные снаряды. Флоты ведущих держав ставили на вооружение броневые корабли. Дальность стрельбы увеличивалась год от года. При таком развитии событий необходимо было переоборудовать форты под новые виды оружия и строить новые, ещё дальше от Кронштадта.
   Стали строить форты нового поколения: «Константин», «Александр-шанец», «Милютин», «Тотлебен», «Обручев»; форты же середины XIX века не могли противостоять новым видам оружия, и в 1896 году многие из них были выведены из состава оборонительных сооружений. Но форт «Павел I», благодаря своему положению и производимому впечатлению, остался в строю, но использовали для хранения патронов, винтовок и минного оружия, хотя два нижних яруса обороны форта ещё долго были вооружены устаревшими пушками.
   В 1919 году фронт Гражданской войны приблизился к Кронштадту. В самом Кронштадте противники нового режима пытались взять власть. Как сигнал к восстанию прозвучали взрывы двух минных складов в Кронштадте и взрыв на форте «Павел I». Но эсеров и меньшевиков не поддержали. Мятеж провалился. Форт получил серьёзные повреждения, но выстоял. На форту оставили склад боеприпасов, но вывели его из состава боевых фортов.
   20 июля 1923 года на форту произошло возгорание одного из минных складов в результате небрежного обращения с огнём моряков (кстати, с крейсера «Аврора»), которые после шлюпочных учений решили отдохнуть на форту. Форт был уничтожен полностью. Остались только обломки стен, на подрыве которых, впоследствии, обучали взрывному делу.
      В годы Великой Отечественной войны в развалинах форта разместили три 100-мм орудия, которые помогали защищать Ораниенбаумский плацдарм.
      В настоящее время остался всего лишь один фрагмент стены бывшего форта «Император Павел I».




























ФОРТ «ГРАФ МИЛЮТИН»

      Морская батарея  № 3, занимала очень важную позицию в системе защиты фланга и тыла форта «Павел I». Рассматривались разные варианты ее строительства, но окончательное решение к лету 1856 г. так и не было принято. Судьба временной батареи № 3 определилась только в ноябре 1865 года во время посещения генерал-адъютанта Э. И. Тотлебена – батарея превращалась в башенную, но не на прежнем месте, а выдвигалась к западу. Фактически, приступили к строительству новой батареи, с сохранением номера прежней батареи. В 1868 году строящуюся батарею по указу Императора переименовали в морскую южную батарею № 3 «Башенную».
 
      В 1868 г. развернулись на ней работы. Здесь срубили и установили все контрэскарпные, эскарпные и горжевые ряжи, а также устроили перемычки из двух рядов шпунтовых свай. Под фундамент казематированной постройки забили 5500 свай. Во рву на временном дощатом настиле построили бараки для рабочих, омещения для заведующих работами (дистанционных офицеров) и мастеров, склады и сараи для материалов.
            В январе 1869 г. Технический комитет Главного артиллерийского управления (ГАУ) определил размеры башен для установки в них 11-дюймовых орудий. Внутренний диаметр башни равнялся 7,8 м. Амбразуры имели ширину 70 см, высоту 115 см. Орудия выступали за габарит башни на 30 см, а их полный откат достигал 2,1 м. Наконец ГИУ завершило все проектные работы и выдало чертежи башен на Камский бронепрокатный завод Горного ведомства для исполнения заказа.
      Конструкция башни рассчитывалась так, чтобы она могла выдержать прямые попадания снарядов 14-дюймовых нарезных пушек. Снаружи она обшивалась броней толщиной 30 см, затем следовала прокладка из тикового дерева, а внутри – броня толщиной 7,5 и 5 см. Броня крепилась к коробчатому броневому железу болтами из броневой стали, которых на одну башню расходовалось больше тонны. На каждую башню затрачивалось около 212 т броневой стали и почти столько же простого железа в виде уголков, балок и листов, составлявших конструкции внутренних несущих и опорных частей башни. Кроме того, гласис каждой башни также защищался 7,5-см и 5-см броней.
      Вращение башен предусматривалось при помощи паровых машин, размещаемых в казематах под башнями; пар для них поступал из котельных, находившихся на флангах казематированной постройки. Полный оборот башня совершала за одну минуту, а в случае выхода из строя паровой машины – вручную – за три минуты. Снаряды весом 240 кг подавались к орудиям на высоту более 6 м также при помощи паровых машин.
               1871 год стал годом завершения только основных строительных работ на башенной батарее.   В 1873 г. на морской южной батарее № 3 начали сборку неброневых конструкций башен. Здесь установили шесть 10-сильных паровых машин и обмуровали котлы. Вскоре сюда была доставлена первая партия брони.  Уже в 1874 г. на башенной батарее установили все металлические части башен, кроме броневых, ввели в действие котельную и опробовали механизмы вращения. Однако начатая в том же году установка броневых листов из-за медленной поставки их с завода была завершена только в 1878 г. 
       23 июля 1880 г. Александр II, посетив эту батарею, приказал переименовать ее в батарею «Граф Милютин». Этим он воздал должное военному министру, который осуществил военные реформы и реорганизовал армию. 
      К началу 90-х годов XIX века морская южная батарея № 3 «Граф Милютин» была вооружена 20 орудиями: двенадцатью 11-дм пушками, шестью полевыми (без лафетов):  четырьмя 9-фунтовыми и двумя 4-фунтовыми орудиями. 
      К началу Первой мировой войны орудия форта устарели. При перестройке форта «Милютин» в 1914 г. были разобраны и сняты старые броневые башни и пушки. На их месте устроили железобетонные перекрытия над шахтами и бетонные дворики для шести пушек «Канэ».  Вместо паровых машин установили дизель-генераторы. На правом фланге возвести бетонный каземат для скрывающегося прожектора «Шуккерт». Работы эти закончили после начала войны.
       Во время Кронштадтских событий, 4 марта 1921 года, на форте была размещена рота защитников  с двумя пулемётами. Наступавшие войска обстреливали форт из тяжёлых батарей и бронепоезда  № 104. 18 марта 1921 года форт с боями был занят частями 79-й и 80-й бригад войск Тухачевского
      В 1930-х годах на форте построили орудийные дворики для зенитных орудий, отремонтировали и модернизировали жилые и боевые помещения. В годы Великой отечественной войны форт входил в левый фланг второй линии обороны. Вторая линия обороны предназначалась главным образом для отражения возможного наступления противника со стороны Финского залива и держала под огнем тылы немецких войск на восточных участках Ораниенбаумского плацдарма. Эта линия обороны была вооружена 130-, 120-, 100-, 76- и 45-миллиметровыми орудиями. Вторая линия обороны, кроме того, была защищена системой перекрестного пулеметного огня. Пулеметы были установлены в бетонных долговременных огневых точках и деревоземляных укрытиях. Через форт проходила Малая дорога жизни на Ораниенбаумский плацдарм. По ней в конце 1943, начале 1944 годов проводилась мощная переброска 2-й Ударной армии перед снятием блокады.
       С 1958 года форт находится в заброшенном и разворованном состоянии. 




















































 


2 комментария: