Translate my Blog

четверг, 29 сентября 2022 г.

РУССКИЕ ВОЙСКА В КРЫМУ 1854 – 1856 гг.

 

РУССКИЕ ВОЙСКА В КРЫМУ

1854 – 1856 гг.

 

Это продолжение тем:

https://hofkriegsrat.blogspot.com/2022/09/1854-1856-1.html

 https://hofkriegsrat.blogspot.com/2022/09/1854-1856-2.html

https://hofkriegsrat.blogspot.com/2022/09/1854-1856-3.html

 

     С началом Восточной войны в мае 1853 года была сформирована Южная армия, которая состояла из 3-го и 5-го пехотных корпусов. Позже она была усилена другими корпусами. Главнокомандующим  был назначен генерал от инфантерии, генерал-адъютант, князь М.Д. Горчаков. В 1853-1854 гг. армия вела боевые действия против турецких войск в Бессарабии, Молдавии, Валахии и Болгарии. С началом высадки союзников в Крыму, части Южной армии были направлены туда, а именно войска II, III, IV, и V пехотных корпусов. 6-й пехотный корпус и части местных войск, находившиеся в Крыму, в октябре 1853 г. были подчинены главнокомандующему военными сухопутными и морскими силами в Крыму адмиралу, генерал-адъютанту А.С. Меншикову.  8 марта 1855 г. они были подчинены М.Д. Горчакову, чья должность получила название главнокомандующий Южной армией и военными сухопутными и морскими силами, в Крыму находящимися. Командующий Южной армией с 25 октября 1855 г. являлся также командующим морской частью в Николаеве. 27 декабря 1855 г. главнокомандующим Южной армией и морскими силами, в Крыму находящимися, был назначен А.Н. Лидерс.  

    Все пехотные полки состояли из 4 действующих батальонов, плюс на время войны были сформированы запасные 5-й, 6-й, 7-й и 8-й батальоны. Корпуса, дивизии, бригады и, даже часто, полки никогда не сражались вместе. Всю кампанию они были разбросаны по разным местам. Командиры корпусов, дивизий, бригад всю войну командовали какими-либо сводными соединениями, колоннами и пр. и пр.

 

КАРТЫ ВОЙНЫ В КРЫМУ

 











Сокращения:

г-м – генерал-майор

плк – полковник

пплк – подполковник

плк/г-м – был полковником, в ходе войны стал генерал-майором

фл.-ад. – флигель-адъютант

генерал-майор Свиты Е.И.В. – генерал-майор Свиты ЕГО Императорского Величества

Командиры полков в скобках даны по порядку командования в ходе войны

 

Главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Крыму

– до февраля 1855 г. – адмирал, генерал-адъютант, светлейший князь Меншиков Александр Сергеевич, Начальник Главного морского штаба (1829-1855), Морской министр (1836-1855)

– с февраля 1855 генерал от артиллерии, генерал-адъютант, князь Горчаков Михаил Дмитриевич

– с 27.02.1855 г. – генерал от инфантерии, граф Лидерс Александр Николаевич

Начальник штаба 3-го, 4-го, 5-го корпусов – генерал-майор Коцебу Павел Евстафьевич

Начальник артиллерии армии – генерал от артиллерии Сухозанет Николай Онуфриевич

Начальник инженеров – полковник, флигель-адъютант, генерал-майор Свиты Е.И.В. (с 1855) Тотлебен Эдуард Иванович (Franz Eduard Totleben)

 

II пехотный корпус   

4-я пехотная дивизия – генерал-лейтенант Шепелев Александр Иванович

1-я бригада

- до 04.09.1855 — генерал-майор Бабкин Григорий Данилович

- хх.хх.1855 — генерал-майор Немов Иван Иванович

·        Белозёрский пехотный полк (плк. Исупов-2 М.С.)

·        Олонецкий пехотный полк (плк, г-м (с 06.12.1853) Маслов-3 Н.А.)

2-я бригада

- до 12.08.1855 — генерал-майор Косциельский Иосиф Осипович

- хх.хх.1855 — командующий генерал-майор Бер Канут (Карл) Андреевич

·        Шлиссельбургский пехотный полк (плк Козлов-3 В.А.)

·        Ладожский егерский полк (плк Клуген-1 М.И., пплк Галкин А.Н.)   

5-я пехотная дивизия  

- до 09.01.1855 — генерал-лейтенант Лабынцев Иван Михайлович

- с 09.02.1856 — командующий генерал-майор Вранкен Агафон Карлович

1-я бригада

- до 30.08.1855 — генерал-майор Тулубьев Алексей Александрович

- после 30.08.1855 — генерал-майор барон Дельвиг Николай Иванович

·        Архангелогородский пехотный Его Величества Короля Сардинского полк (плк Германс А.Ф., пплк, фл-ад, кн. Лобанов-Ростовский М.Б.)

·        Вологодский пехотный полк (г-м Проскуряков А.Д., пплк/плк Вронский М.Г.)

2-я бригада

- до 09.01.1855 — генерал-майор Адлерберг Густав Яковлевич

- с 09.01.1855  — генерал-майор Проскуряков Александр Дмитриевич

- с хх.1855 — генерал-майор Зуров Павел Антиохович

·        Костромской егерский полк (г-м Корнилович П.П., плк Бедряга Е.И., пплк Эрнрот М.Г.)  

·        Галицкий егерский полк (г-м Ратов П.А., плк Челищев П.И., пплк Зверев П.В.)  

6-я пехотная дивизия

- до 24.05.1854 — генерал-лейтенант Дрешерн Фёдор Карлович

- с 24.05.1854 — генерал-лейтенант Бельгард Карл Александрович

 1-я бригада

- до 11.05.1854 — генерал-майор Жеребцов Сергей Петрович

- с 11.05.1854 — генерал-майор князь Химшиев Николай Николаевич

·        Муромский пехотный полк (г-м Масловский С.О., к-щий пплк Ворощенко М.П.)

·        Нижегородский пехотный полк (г-м Грунт Е.Е., плк Сорокин М.Я., плк Семёнов Н.А.)

2-я бригада

- до 13.09.1854 — генерал-майор Лисенко Михаил Захарович

- с 20.10.1855 — генерал-майор Копьев Юрий Алексеевич

- с хх.1855 — генерал-майор Гастфер Отто Антонович

·        Низовский егерский полк (г-м, князь Химшиев Н.Н., плк Тухолка А.Л.)

·        Симбирский егерский полк (плк Развадовский К.И.)  

2-я лёгкая кавалерийская дивизия – генерал-лейтенант, барон Сталь фон Гольштейн Иван Карлович

2-я гусарская бригада

·        Гусарский Её Императорского Высочества Великой княжны Ольги Николаевны полк (Елизаветградский) (плк/г-м фон Мензенкампф Г.Б.)

·        Гусарский Его Величества Короля Ганноверского полк (Лубенский) (плк Типольдт А.К.)

2-я уланская бригада  

·        Уланский Е.И.В. Великого Князя Николая Александровича полк, с 19.02.(03.03) 1855  Уланский Е.И.В. Наследника Цесаревича полк (Смоленский) (г-м Беклемишев Н.П.)

·        Уланский Его Королевского Высочества Принца Фридриха Прусского полк (Харьковский) (г-м Земенцкий В.К., плк Станкевич П.М.)

Части корпусного подчинения  

·        2-й стрелковый батальон  

·        2-й сапёрный батальон  

2-я артиллерийская дивизия  

2-я конно-артиллерийская бригада  

·        3-я конная батарея  

·        4-я конная батарея  

4-я артиллерийская бригада

- после 15.07.1855 — генерал-майор Безак Михаил Павлович

- с хх.1855 — полковник Федюхин Александр Алексеевич

·        5-я позиционная батарея  

·        6-я позиционная батарея

·        9-я лёгкая батарея  

·        l0-я лёгкая батарея

5-я артиллерийская бригада – полковник Каннабих Филипп Иванович

·        7-я позиционная батарея

·        ll-я лёгкая батарея

·        l2-я лёгкая батарея

·        l3-я лёгкая батарея

6-я артиллерийская бригада – генерал-майор  Касторский Павел Николаевич

·        8-я позиционная батарея

·        l4-я лёгкая батарея

·        l5-я лёгкая батарея

·        l6-я лёгкая батарея

 

III пехотный корпус

Командир:

- генерал от кавалерии Реад Николай Андреевич

- с августа 1855 – генерал от артиллерии Сухозанет Николай Онуфриевич

 

7-я пехотная дивизия –  генерал-лейтенант Ушаков Александр Клеонакович

l-я бригада

- до 24.02.1854 — генерал-майор Толстой Фёдор Иванович

- с 23.08.1854 — командующий генерал-майор Тяжельников Иван Иванович

- с 31.07.1855 — генерал-майор Бялый Леонард Онуфриевич

·        Смоленский пехотный полк (плк/г-м Игнатьев П.С., плк, князь Эристов Н.Д.)

·        Могилёвский пехотный полк (плк/г-м Тяжельников И.И., плк Вознесенский И.С.

2-я бригада  

- до 31.07.1855 — генерал-майор Рафалович Карл Матвеевич

- с хх.1855 — генерал-майор Сабашинский Адам Осипович

·        Витебский егерский полк  (г-м Верховский Л.Я., пплк/плк Аленич Е.П.)

·        Полоцкий егерский полк  (г-м Копьев Ю.А., пплк/плк Островский В.И.)

8-я пехотная дивизия

- до 16.05.1854 — генерал-лейтенант Сельван Дмитрий Дмитриевич

- с 16.05.1854  — командующий генерал-майор Попов Александр Иванович

- с 15.01.1855 — командующий генерал-майор, князь Урусов Павел Александрович

- с хх.09.1855 — генерал-майор Тетеревников Николай Кузьмич

l-я бригада – генерал-майор Замарин Иван Михайлович  

·        Черниговский пехотный генерал-фельдмаршала графа Дибича-Забалканского полк (плк Тимашев И.И., плк, фл.-ад., князь Святополк-Мирский Д.И.)

·        Полтавский пехотный полк (пплк/плк, князь Урусов С.С.)

2-я бригада  

- до 14.09.1854 — генерал-майор Попов Александр Иванович

- с 14.09.1854 — генерал-майор Тетеревников Николай Кузьмич

- с хх.1855 — генерал-майор Игнатьев Пётр Степанович

·        Алексопольский егерский полк (г-м фон Буссау В.Х., плк Ртищев Н.П., плк Иордан Е.Е.)

·        Кременчугский егерский полк (г-м, барон фон Менгден Е.Е., плк Борман А.И.)

9-я пехотная дивизия

- до 13.09.1854 — генерал-лейтенант  Самарин Василий Максимович

- с 13.09.1854 — командующий генерал-майор Лисенко Михаил Захарович

- с хх.1855 — генерал-майор  Дейтрих Фёдор Карлович

 l-я бригада  

- до 27.08.1855 — генерал-майор Юферов Дмитрий Семёнович

- с 10.09.1855 — генерал-майор Шейдеман Карл Фёдорович

·        Елецкий пехотный полк (плк/ г-м Бальц К.Г., пплк Богданович Ф.Е.)

·        Севский егерский полк (плк Печковский Н.О., плк Кинович П.П., плк Марков И.И., плк Иващенко П.А.)

2-я бригада  

- до 10.05.1855 — генерал-майор Адлерберг Александр Яковлевич

- с хх.1855 — генерал-майор Хрущёв Александр Петрович

·        Брянский егерский полк (плк Ган А.Ф.)

·        Егерский генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полк (Орловский) (плк, барон Клодт фон Юргенсбург К.Г., плк Клокачев Ф.П.)

3-я лёгкая кавалерийская дивизия

- 1850-1857 – вакансия, командующий старший по чину в дивизии  

3-я гусарская бригада  

·        Гусарский Его Высочества принца Фридриха Гессен-Кассельского полк (Мариупольский) (плк/г-м Решетилов К.Ф.)

·        Гусарским Генерал-Фельдмаршала Графа Радецкого полком (Белорусский) (плк, фл.-ад./г-м Свиты Е.И.В. Дубельт Н.Л.)

3-я уланская бригада  

·        Уланский Его Имп. Выс. Эрцгерцога Австрийского Альберта полк (Литовский) (г-м, граф Беннигсен К.А.)

·        Уланский НГО Имп. Выс. Вел. Кн. Константина Константиновича полк (Волынский) (в период войны вакансия)

Части корпусного подчинения  

·        3-й стрелковый батальон  

·        3-й сапёрный батальон  

3-я артиллерийская дивизия  

3-я конно-артиллерийская бригада  

·        5-я конная батарея

·        6-я конная батарея  

7-я артиллерийская бригада  

- до 07.05.1855 — генерал-майор фон Вилькен Василий Николаевич

- с 07.05.1855 — полковник (с 04.08.1855 генерал-майор) Воронов Павел Алексеевич

·        9-я позиционная батарея  

·        l0-я позиционная батарея

·        l7-я лёгкая батарея  

·        l8-я лёгкая батарея  

8-я артиллерийская бригада

- до 11.01.1854 — генерал-майор Александров Александр Александрович

- с 11.01.1854 — полковник (с 04.08.1855 генерал-майор) Сегеркранц Роберт Фёдорович

·        ll-я позиционная батарея  

·        l9-я лёгкая батарея  

·        20-я лёгкая батарея  

·        2l-я лёгкая батарея  

9-я артиллерийская бригада  

-  до 06.12.1854 — генерал-майор Проскуряков Семён Алексеевич

- с 15.12.1854 — полковник Горонович Василий Николаевич

·        l2-я позиционная батарея  

·        22-я лёгкая батарея  

·        23-я лёгкая батарея  

·        24-я лёгкая батарея   

 

IV пехотный корпус

Командир – генерал от инфантерии Данненберг Пётр Андреевич

 

l0-я пехотная дивизия

- до 24.10.1854 — генерал-лейтенант Соймонов Фёдор Иванович

- с 24.10.1854 — командующий генерал-майор Вильбоа Даниил Александрович

- с 04.01.1855 — командующий генерал-майор Баумгартен Александр Карлович

- с 08.06.1855 — генерал-майор (с 15.06.1855 генерал-лейтенант) Семякин Константин Романович

l-я бригада

- до 17.02.1854 — генерал-майор Бельгард Карл Александрович

- с 17.02.1854 — генерал-майор Баумгартен Александр Карлович

- далее — генерал-майор Копьев Юрий Алексеевич

·         Екатеринбургский пехотный полк (плк Уважнов-Александроа П.В., пплк Богеньский И.О., плк Верёвкин В.Н.)

·         Тобольский пехотный полк (плк/г-м Баумгартен А.К., плк Енохин А.В., плк Зеленой А.А.)

2-я бригада – до 04.01.1855 — генерал-майор Вильбоа Даниил Александрович

·         Томский егерский полк (плк Пустовойтов Т.П.,  плк Лисаевский Ф.А.)

·         Колыванский егерский полк (плк Комаевский А.К., пплк Темирязев К.А., плк Лидов А.И.)

ll-я пехотная дивизия

- до 20.10.1855 — генерал-лейтенант  Павлов Прокофий Яковлевич

- с хх.1855 — генерал-лейтенант Веселитский Сергей Гаврилович

l-я бригада

- до 03.02.1855 — генерал-майор Охтерлоне Александр Романович

- с 03.02.1855 — генерал-майор барон Криденер Вильгельм (Фабиан) Миронович

·        Селенгинский пехотный полк (плк/г-м Сабашинский А.О., плк Мезенцов С.П., пплк Салов В.Н.)

·        Якутский пехотный полк (плк/г-м Бялый Л.О., плк Вельк Э.А.)

2-я бригада – генерал-майор Заливкин Александр Петрович

·        Охотский егерский полк (плк Бибиков Д.С., пплк/плк Малевский А.К.)

·        Камчатский егерский полк (плк/г-м Голев И.П., плк Оклобжио И.Д.)

l2-я пехотная дивизия

- до 08.07.1855 — генерал-лейтенант Липранди Павел Петрович

- с хх.12.1855 — командующий генерал-майор князь Химшиев, Николай Николаевич

l-я бригада – вакансия на время войны   

·        Азовский пехотный полк (плк/г-м, барон Криденер Ф.М., плк Норденстренг Т.А., плк фон Виллебрант Э.Ф.)

·        Днепровский пехотный полк (плк/г-м Гриббе Н.К., пплк/плк Радомский И.Я.)

2-я бригада – вакансия  на время войны 

·        Украинский егерский полк (плк/г-м Янченко И.Д., плк Дудицкий-Лишин Д.С., пплк/плк Павлович А.Н., плк Бельгард А.А., пплк Эльвинг Ф.А.)

·        Одесский егерский полк (г-м Жигмонт С.О., плк Скюдери А.П., плк Сарачинский М.И.)

4-я лёгкая кавалерийская дивизия генерал Татищев А.А. (?)

4-я гусарская бригада  

·        Гусарский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк, с 19.02.1855 Лейб-гусарский Его Величества полк (Павлоградский) (плк/г-м Пашковский М.Ф.,  г-м Семёнов С.В.)

·        Гусарский Его Королевского Высочества Принца Фридриха Вильгельма Прусского полк (Изюмский) (плк Краснокутский Н.А.)

Uhlan Brigade:

·        Ольвиопольский уланский полк (плк/г-м Козлянинов-2 П.Ф.)

·        Вознесенский уланский полк (г-м Левенгаген-1 П.П.)

Части корпусного подчинения 

·        4-й стрелковый батальон  

·        4-й сапёрный батальон

4-я артиллерийская дивизия  

4-я конно-артиллерийская бригада 

·        7-я конная батарея  

·        8-я конная батарея  

l0-я артиллерийская бригада   

- до 07.04.1855 — полковник Загоскин Яков Николаевич

- с 17.05.1855 — полковник Лыщинский Станислав Амвросиевич

·        l3-я позиционная батарея  

·        l4-я позиционная батарея  

·        25-я лёгкая батарея  

·        26-я лёгкая батарея  

ll-я артиллерийская бригада  

- до хх.1855 — полковник (с 06.12.1853 генерал-майор) Вдовиченко Иван Степанович

- ранее 17.02.1856 — полковник Самойлович Иван Захарович

·        l5-я позиционная батарея  

·        27-я лёгкая батарея  

·        28-я лёгкая батарея  

·        29-я лёгкая батарея  

l2-я артиллерийская бригада – полковник (с 06.12.1854 генерал-майор) Немов Иван Иванович

·        l6-я позиционная батарея  

·        30-я лёгкая батарея  

·        3l-я лёгкая батарея  

·        32-я лёгкая батарея  

 

V пехотный корпус

Командир – генерал от инфантерии, граф Лидерс Александр Николаевич

 

l3-я пехотная дивизия (отправлена на Кавказ, кроме запасных батальонов дивизии)

14-я пехотная дивизия

- до10.10.1855 — генерал-лейтенант фон Моллер Фёдор Фёдорович

- с 07.01.1856 — командующий генерал-майор Белевцов Дмитрий Николаевич

l-я бригада

- до хх.1854 — генерал-майор Жабокритский Иосиф Петрович

- с хх.1854 — генерал-майор Тимофеев Николай Дмитриевич

- ранее 15.07.1855 — генерал-майор Бальц Карл Готлибович

·        Волынский пехотный полк (плк/г-м Хрущёв А.П., плк Лушков М.И., пплк Смелков А.А.)

·        Минский пехотный полк (плк/г-м Приходкин И.С., плк Афанасьев Д.Е.)

2-я бригада

- до 11.04.1855 — генерал-майор Липский Казимир Яковлевич

- с 02.05.1855 — генерал-майор Свиты князь Воронцов Семён Михайлович

- с 29.10.1855 — генерал-майор Герсеванов Николай Борисович

·        Подольский егерский полк (плк Ловчев И.И., пплк Ковальковский, плк Аленников А.И.)

·        Житомирский егерский полк (плк Лидерс К.Н., пплк/плк де Жерве В.А.)

15-я пехотная дивизия

- до 12.01.1854 — генерал-лейтенант Марин Иван Максимович

- с 12.01.1854 — генерал-майор (с 11.03.1854 генерал-лейтенант) Энгельгардт Николай Фёдорович

l-я бригада  — генерал-майор Болдырев Александр Васильевич

·        Модлинский пехотный полк (г-м Быков-4 П.Ф., плк Гаврилов-1 Ф.П.)

2-я бригада – вакансия на время войны

·        Люблинский егерский полк (г-м Арцыбашев А.А., плк Гертык И.И.)

Замосцкий резервный егерский полк (сформирован в ходе войны)


5-я лёгкая кавалерийская дивизиягенерал-лейтенант фон Фишбах Карл Фёдорович

 5-я гусарская бригада  

·        Гусарский Его Королевского Высочества принца Фридриха Карла Прусского полк (Ахтырский) (плк Суходольский Д.П.)

·        Гусарский генерал-фельдмаршала, князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полк (Александрийский) (плк, фл.-ад., граф Алопеус Ф.Д., плк Рейнгольд А.Э.)

5-я уланская бригада  

·        Бугский уланский полк (г-м Гастфер-2 О.А.)

·        Уланский Его Светлости Герцога Нассауского полк (Одесский) (плк, барон фон Раден Ф.К.)

Части корпусного подчинения 

·        5-й стрелковый батальон  

·        5-й сапёрный батальон

5-я артиллерийская дивизия  

5-я конно-артиллерийская бригада 

·        9-я конная батарея 

·        l0-я конная батарея 

l4-я артиллерийская бригада

- до 29.11.1855 — полковник (с 06.12.1853 генерал-майор) Немчинов Александр Петрович

- с 16.01.1856 — полковник фон Винклер Арсений Егорович

·        l9-я позиционная батарея

·        35-я лёгкая батарея

·        36-я лёгкая батарея

·        37-я лёгкая батарея

l5-я артиллерийская бригада – полковник (с 08.09.1855 генерал-майор) Зарницын Дмитрий Никитич

·        20-я позиционная батарея

·        38-я лёгкая батарея

·        39-я лёгкая батарея

·        40-я лёгкая батарея

 

 VI пехотный корпус

Командир:

- до 08.1855 – генерал от инфантерии, князь Горчаков Пётр Дмитриевич

- с 08.1855 – генерал от инфантерии Липранди Павел Петрович

Начальник штаба – полковник, флигель-адъютант Исаков Николай Васильевич

Начальник артиллерии – генерал-майор Кишинский Лаврентий Семёнович

l6-я пехотная дивизия  

- до 06.12.1854 — генерал-лейтенант  Квицинский Онуфрий Александрович

- с 06.12.1854 – генерал-майор (с 06.12.1854 генерал-лейтенант) Жабокритский Иосиф Петрович

- ранее 07.01.1856 — генерал-лейтенант Астафьев Алексей Николаевич

l-я бригада

— генерал-майор Носов Иван Васильевич

- с 14.12.1854 — командующий генерал-майор Товянский  Пётр Козьмич

- с 22.01.1855 — генерал-майор Хрущёв Александр Петрович

·        Владимирский пехотный полк (плк/г-м, барон Дельвиг  Н.И., пплк Венцель Г.А.)

·        Суздальский пехотный полк (г-м Товянский П.К., плк Дараган Ф.И.)

2-я бригада

- до 19.09.1854 — генерал-майор Шонерт Евстафий Петрович

- с 19.01.1855 — генерал-майор Товянский Пётр Козьмич

- с 12.10.1855 — полковник (с 01.12.1855 генерал-майор) Марк Михаил Эммануилович

·        Углицкий егерский полк (г-м Славин В.Т., плк/г-м Попов-18 М.Г.)

·        Егерский Великого Князя Михаила Павловича полк (Казанский)  

l7-я пехотная дивизия

- до 19.03.1855 — генерал-лейтенант Кирьяков Василий Яковлевич

- с 19.03.1855 — командующий генерал-майор Веселитский  Сергей Гаврилович

 l-я бригада

- до 20.11.1853 — генерал-майор Панов Пётр Иванович

- с 20.11.1853 — генерал-майор Любимов Иван Егорович

- с 03.02.1855 — генерал-майор Гриббе Николай Карлович

- далее — генерал-майор Гордеев  Николай Яковлевич

·        Московский пехотный полк (г-м Куртьянов М.И., плк Соловьёв П.С., пплк/плк Труневский Я.Ф.)

·        Бутырский пехотный полк (плк/г-м Фёдоров-4(3-й) Д.П.)

2-я бригада

- до 08.09.1854 — генерал-майор Гогинов Павел Александрович

- с 08.09.1854 — генерал-майор Корвин-Красинский Александр Иванович

·        Бородинский егерский Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полк (плк Верёвкин-Шелюта Е.И., пплк/плк Ракович А.Е.)

·        Тарутинский егерский полк (г-м Волков С.А., плк/г-м Гордеев Н.Я., плк Верт П.О.)

l8-я пехотная дивизия  (отправлена на Кавказ)

6-я лёгкая кавалерийская дивизия  

-         до 04.1855 – генерал-лейтенант, барон Энгельгард Антон Евставьевич

-         с 04. 1855 – Крамер А.Ф.(?)

6-я гусарская бригада  

-         Гусарский Его Императорского Высочества Князя Николая Максимилиановича полк (Киевский) (г-м Халецкий И.А.)

-         Гусарский Гроссгерцога Саксей-Веймарского полк (Ингерманландский) (плк Бутович А.А., плк Декинлейн М.К.)

6-я уланская бригада  

·        Уланский Его Императорского Высочества Эрцгерцога Австрийского Карла Фердинанда полк (Белгородский) (Вакансия во время войны)

·        Чугуевский уланский полк (плк/г-м Башкирцев П.Г.)

Части корпусного подчинения 

·        6-й стрелковый батальон  

·        6-й сапёрный батальон  

6-я артиллерийская дивизия   

– генерал-майор Кишинский Л.С.

6-я конно-артиллерийская бригада  

·        ll-я конная батарея 

·        l2-я конная батарея   

l6-я артиллерийская бригада  

- до 29.04.1854  — генерал-майор Трубников Степан Власьевич

- с 28.05.1854 — полковник (с 01.12.1855 генерал-майор) Шульман Рудольф Густавович

·        2l-я позиционная батарея

·        22-я позиционная батарея

·        4l-я лёгкая батарея

·        42-я лёгкая батарея

l7-я артиллерийская бригада  

- до 16.01.1855 — генерал-майор Тимофеев Николай Дмитриевич

- с 16.01.1855 — полковник  Каннабих  Яков Иванович

·        23-я позиционная батарея

·        43-я лёгкая батарея

·        44-я лёгкая батарея

·        45-я лёгкая батарея

 

2-й Резервный кавалерийский корпус

Командир – генерал от кавалерии Шабельский Иван Петрович

l-я драгунская дивизия  генерал-лейтенант Рейтерн М.М.(?)

l-я бригада  

·        Драгунский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк (Московский) (г-м фон Кронек И.А., плк Моравский Ф.С.)

·        Драгунский Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича полк (Каргопольский) (плк, граф Крейц П.К.)

2-я бригада  

·        Драгунский Е.И.Выс. Великого Князя Михаила Николаевича (Кинбурнский) (плк, фл.-ад., граф Канкрин В.Е., плк/г-м, барон Корф О.В.)

·        Драгунский генерал-фельдмаршала, князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полк (Новороссийский) (плк/г-м Танутров З.Е.)

2-я драгунская дивизия

  до 12.1855 – генерал-лейтенант Монтрезор Карл Лукьянович

 с 12.1855 – генерал-лейтенант Ржевуский Адам Адамович

l-я бригада  

·        Драгунский Е.Выс. Принца Эмилия Гессенского полк (Казанский) (плк Ртищев Н.П.)

·        Рижский драгунский полк (плк Врангель Н.Е.)  

2-я бригада  

·        Финский драгунский полк  

·        (Тверской драгунский полк убыл на Кавказ)

Конная артиллерия  

·        2 конно-тяжёлые батареи  

·        2 конно-лёгкие батареи  

3-я уланская (2-я резервная) дивизия – генерал-майор, генерал-лейтенант (с 22.09.1855), генерал-адьютант (с 17.11.1855), князь Радзивил Леон Иероним 

8-я уланская бригада  

·        Уланский Его Императорского Высочества Эрц-Герцога Леопольда полк (Украинский) (г-м Терпелевский А.Е.)

·        Новоархангельский уланский полк (г-м Кричинский С.Б., плк Рославлев А.П.)

9-я уланская бригада  

·        Новомиргородский уланский полк (г-м Войнилович К.Ф.)

·        Уланский Ея Императорского Высочества Великой Княгини Екатерины Михайловны полк (Елисаветградский) (г-м Гермейер И.К., плк Андрузский П.В.)

Артиллерия  

·        2 конные батареи

Резервная лёгкая кавалерийская дивизия генерал-майор Берг Роман Борисович

1-е полки из резервных эскадронов 1-й, 2-й, 3-й лёгких кавалерийских дивизий

2-е полки из резервных эскадронов 4-й, 5-й, 6-й лёгких кавалерийских дивизий

 Уланская бригада  

·        1-й сводный уланский полк  

·        2-й сводный уланский полк  

Гусарская бригада  

·        l-й сводный гусарский полк   

·        2-й сводный гусарский полк    

Артиллерия  

·        3 резервные конные артиллерийские батареи

 Отдельные Части в Крыму

Пехотные части

·        Греческий Балаклавский батальон (2 роты)

·        Греческий легион Императора Николая (1 ¼ батальона)

·        Тврический внутренний гарнизонный батальон (полубатальон)

·        Черниговский резервный линейный батальон

·        Феодосийская карантинная стража (1 рота)

·        Таврическая пограничная стража (1 рота)

·        Керченские полубатальоны внутренней и карантийной стражи (до батальона)

·        Керчь-Еникальская полубригада пограничной стражи (1 рота)

·        Черноморские казачьи пешие батальоны: №№ 5, 9

Конные части:

·        Донские казачьи полки №№: 9, 22, 39, 42, 53, 55, 56, 57, 60, 61, 62, 65, 67

·        Уральские казачьи полки №№: 1, 2

·        Сводный Черноморский казачий полк

·        Крымско-татарский полуэскадрон

Артиллерийские части:

·        Донская позиционная батарея № 3

·        Донские лёгкие батареи №№ 2, 3

·        Черноморская казачья конно-артиллерийская батарея № 11

·        Ракетная батарея

1-й конно-пионерный дивизион


Гарнизон Севастополя


Начальник Севастопольского гарнизона:

- генерал-лейтенант Моллер Фёдор Фёдорович (до августа 1854 г.)

- вице-адмирал, генерал-адъютант Корнилов Владимир Алексеевич, начальник штаба Черноморского флота. Убит 5(17).10.1854 г.

- генерал от кавалерии, генерал-адъютант, граф Остен-Сакен Дмитрий Ерофеевич (с 02.1855 г.)

- вице-адмирал, адмирал (с 03.1855 г.) Нахимов Павел Степанович, командир эскадры Черноморского флота, с 28.06(10.07)1855 г. командир Севастопольского порта и губернатор города. Фактически руководил обороной города после гибели Корнилова В.А. Умер от раны 30.06.(12.07)1855 г.

Начальник штаба гарнизона – генерал-майор Свиты Е.И.В., князь Васильчиков Виктор Илларионович


Начальный и постоянный гарнизон Севастополя на 25.09.1854 г.

(в скобках: штаб-офицеров, обер-офицеров, кадетов, ездовых, унтер-офицеров, музыкантов, нижних чинов)  

 l-й морской батальон (l/ll/0/0/39/l5/520)

2-й морской батальон (l/l2/0/l/45/l6/5l9)

3-й морской батальон (l/l2/9/0/ll/l2/523)

4-й морской батальон (l/l0/0/0/42/l2/500)

5-й морской батальон (l/l0/0/0/24/9/520)

l-й батальон рекрутов (l/ll/0/l/l4/2/866)

l-й десантный (из экипажей кораблей) (l/l8/0/0/52/l9/588)

2-й десантный (из экипажей кораблей) (l/23/0/3/60/30/772)

3-й десантный (из экипажей кораблей) (l/l4/0/0/49/l6/576)

4-й десантный (из экипажей кораблей) (l/l4/l/0/39/l6/484)

Флора-Сизопольский батальон (l/l2/0/0/34/8/360)

Батальон 29-го морского экипажа (l/9/0 0/34/ll/450)

Батальон 32-го морского экипажа (l/9/0/0/40/7/500)

Батальон 34-го морского экипажа  (l/8/0/0/29/l4/380)

Батальон 42-го морского экипажа   (2/4/0/2/30/9/370)

Батальон 44-го морского экипажа  (2/l5/0/8/44/l2/523)

Батальон 45-го морского экипажа  (l/8/0/0/32/ll/390)

 

(в скобках: штаб-офицеров, обер-офицеров, унтер-офицеров, музыкантов, нижних чинов, рекрутов)  

5-й резервный батальон Литовского егерского полка (l/l2/74/2l/688/0)

6-й резервный батальон Литовского егерского полка (2/l0/88/l9/540/3l0)

5-й резервный батальон Виленского егерского полка  (l/l2/76/l9/53l/l79)

6-й резервный батальон Виленского егерского полка   (0/l4/7l/22/55l/234)

5-й резервный батальон Брестского пехотного полка (0/9/76/2l/508/250)

6-й резервный батальон Брестского пехотного полка (l/9/76/22/533/266)

5-й резервный батальон Белостокского пехотного полка (l/l2/74/20/542/273)

6-й резервный батальон Белостокского пехотного полка (l/l0/79/20/5l6/249)

Резервный сапёрный  батальон (0/l2/52/ll/5l9/0)

 

    Так же, в ходе всей кампании в Крыму, в гарнизон Севастополя входили разнообразные полевые части (дивизии, бригады, полки, батальоны и т.д.). Пример на август 1855 года:




 

     Русские в борьбе за Севастополь и вокруг него по опубликованным в 1856 году данным штаба гарнизона, потеряли 17.015 человек убитыми, 58.272 ранеными, 15.174 контуженными и 3.164 пропавшими без вести. Всего  93.625. Из них потери флота составили 18,9 % (17.712 чел.) убитыми, ранеными и контужеными, в том числе убитыми  3 адмирала, 19 штаб-офицеров, 87 обер-офицеров, 3.776 нижних чинов. В современной военно-исторической науке число потерь указывается несколько выше –  около 102.000 человек с учётом умерших от болезней.

 

ПОРТРЕТЫ

 

ГЛАВНОЕ КОМАНДОВАНИЕ И ШТАБ

 









КОМАНДИРЫ КОРПУСОВ





 

КОМАНДИРЫ ДИВИЗИЙ


Пехотных дивизий

 

















Кавалерийских дивизий







 

ГАРНИЗОН СЕВАСТОПОЛЯ







 

РУССКАЯ АРМИЯ













 Генералитет









Пехота


















 

Кавалерия
















 

Артиллерия и сапёры

 













Казаки











 

 

4 комментария:

  1. Русская гвардия получается была представлена, только полками лёгкой кавалерии?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Там вообще не было гвардии, в том числе и гвардейской лёгкой кавалерии. Вся гвардия в этой войне охраняла побережье Финского залива

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Ещё раз прочитал! Ошибся я с гвардией!!

      Удалить