четверг, 3 сентября 2015 г.

МУЗЕЙ АРМИИ В ПАРИЖЕ
ДОМ ИНВАЛИДОВ

   В 1670  король Франции Людовик XIV  принял решение построить богадельню для увечных и состарившихся солдат. Работы велись с марта 1671 по февраль 1677, что довольно быстро, а первые пенсионеры заселились в октябре 1674 года. Изначально в Доме Инвалидов предполагалось разместить 6000 ветеранов, но после перепланировки их число уменьшилось до 4000.
  Если в 1710 году Дом инвалидов содержал 1500 жильцов, то в конце XVIII века он превратился в город в миниатюре, жизнь в котором протекала в строгом подчинении своду церковных правил и военному регламенту, — его населяли около 4000 ветеранов, объединенные в роты под командованием офицеров и работавшие в сапожной и гобеленовой  мастерских, а также в мастерской по раскрашиванию гравюр.
   15 июля 1804 года в церкви Инвалидов на пышной официальной церемонии Наполеон I вручал офицерам самые первые ордена Почётного легиона. Церковь Дома инвалидов была возведена в ранг соборов, и стала местом службы армейского католического епископа.
    Постепенно Дом инвалидов приобретает значение как музей: в 1777 году сюда из Лувра  перенесена коллекция рельефных планов (макетов городов и крепостей), в 1872 здесь организован Музей артиллерии, в 1896 — Музей истории армии, два последних объединены в 1905 году в Музей армии.
  Чтобы всё увидеть нужно потратить один день, и то если «двигаться не задерживаясь». У меня было всего пять часов, поэтому смог увидеть только часть музея, интересующие меня периоды. Хотел поглазеть на «солдатиков», но они чё то были закрыты.
Экспозиции располагаются по этажам и крыльям Дома инвалидов.

Раздел артиллерии  и внешний вид Дома инвалидов

   Унаследовавший коллекцию одноимённого музея раздел артиллерии выставляет в качестве экспонатов как настоящие орудия, так и их модели. Около 800 орудий выставлено под открытым небом вокруг здания Дома инвалидов, в котором находится музей. В коллекции в частности находятся пушки XIV века — одни из первых пушек истории.
    В почётном дворе Дома Инвалидов выставлены орудия классических французских батарей XVII—XVIII веков, по своему оформлению приближающиеся к произведениям искусства. В частности, посетитель узнаёт, что в эту эпоху литейщики отмечали калибр орудия, изображая на стволе барельеф животного: петух  на стволах 12-го калибра (французская мера калибра соответствует весу ядра в фунтах, то есть 12-й калибр соответствует примерно 6-килограммовых ядрам), химера — 16-го калибра, лев — 24-го.
Вдоль рвов, со стороны эспланады Инвалидов выставлены трофейные орудия, в том числе пушки русской армии, захваченные Великой Армией Наполеона. Из этих пушек до самого начала XX века производили торжественные праздничные салюты.
      Залы моделей показывают самую большую в мире коллекцию моделей пушек — выставлено более 1000 экспонатов. Самые старые из выставленных моделей датируются XVI веком и представляют собой не что иное, как прототипы реальных орудий. Стреляющие модели часто дарились мальчикам королевской семьи «с образовательными целями». К XVII веку модель пушки становится классическим дипломатическим подарком, в качестве примера можно назвать модель, подаренную Людовиком XIV парламенту Франш-Конте в честь присоединения этой провинции к Франции в 1676 году.
    Интересно, выходя из метро у Дома инвалидов, сразу «нарываешься» на памятник Вобану, который приложил руку к строительству Дома.





















В МУЗЕЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО ФОТОГРАФИРОВАТЬ!

Раздел древнего вооружения (Armes et Armures Anciennes)

   Парижский музей армии владеет третьей в мире (после венского и мадридского музеев) коллекцией оружия и доспехов. Коллекция покрывает широкий исторический период: от древности до середины XVII века. В музее выставлено около 2500 доспехов и предметов оружия. Большей частью это французское оружие, но представлены также и другие европейские страны, равно как и страны Ближнего и Дальнего Востока (Оттоманская империя, Персия, Индия, Китай и Япония).
   Среди экспонатов стоит отметить парадные доспехи французских королей (Генриха II, Генриха IV, Луи XIII и Луи XIV), коллекцию французского портативного стрелкового оружия XVII века.

Всему этому посвящён практически весь первый этаж Дома/музея. Ошалеть сколько там всяко-разных доспехов и прочего средневекового «хлама» !































































Раздел Нового времени (1648—1792)

Раздел покрывает период от Людовика XIV и практически до Французской революции. Период характеризуется резкими изменениями в структуре французской армии.
Уже при Людовике XIV армия реформируется, выстраивая чёткую иерархию воинских чинов. С 1680 года вводится обязательная для всех униформа, Французская армия участвует в Тридцатилетней войне.
Во время царствования Людовика XV во Франции появляется первое стандартное оружие — ружьё 1717 года. С ним французские солдаты пройдут Войну за австрийское наследство.

При Людовике XVI армия становится более профессиональной, чёткость воинского устава и технический прогресс — вот два основных ингредиента, воспитавших будущих солдат французской революции. За время царствования Людовика XVI Франция участвует в войне за независимость быдла от  британской метрополии в Северной Америке.













































Раздел Нового времени (1792—1871)

Этот раздел с успехом можно разделить на две части: эпоха Наполеона и войны XIX века до Парижской коммуны.

Эпоха 1792-1815 гг.
     Достойная экспозиция. Множество оружия, мундиров, всяких других регалий. Ну, любят франки этот период.
   Особенно они обожают своего корсиканца. Ажжж тащятся с него. В качестве интересных экспонатов можно отметить шляпы пленника союзных держав — великий полководец менял свою знаменитую треуголку примерно раз в месяц, что за время его правления составило примерно 170 шляп. На сегодняшний день сохранилось около 20 шляп Наполеона, 6 из них хранятся в парижском музее армии.
В разделе также представлена генеральская форма Наполеона, которую полководец носил во время своего Итальянского похода, его же сабля из битвы при пирамидах во время Египетской экспедиции. Будучи Первым Консулом, Буонапарте Наполеоне учредил почётное оружие, которым награждались солдаты, проявившие героизм во время боя. Многие из этих предметов хранятся также в музее. Среди прочих экспонатов наполеоновской эпохи в музее находится ожерелье Почётного легиона  императора, его шпага из битвы при Аустерлице, а также один из знаменитых серых сюртуков Бонапарта.
Можно увидеть массу портретов сподвижников Напы и их личные вещи, оружие.




























































XIX век

   Реставрация монархии, точнее, царствование Карла X и Луи-Филиппа  знаменуются колониальными походами французской армии. В музее представлена форма французского Африканского корпуса, созданная с ярко выраженными восточными мотивами.
    Во время Второй империи Наполеона III  произвёл техническое переоснащение армии, что заставило говорить о ней как о достойном потомке Великой армии Бонапарта. К этому времени относятся Восточная/Крымская война, война в Италии и Мексике, усмирение Алжирских колоний, Сирийская и Дальне-Восточная кампании. Но что интересно, практически отсутствуют  материалы (экспозиции) по Крымской/Восточной войне. Хотя, портреты «героев» войны есть. Много материалов по франко-австрийской войне 1859 года (бились за Сардинцев). Много, даже очень по позорной войне 1870-1871 гг., когда «Великую Францию» вдребезги раздолбала Пруссия (точнее, союз германских государств). Даже несколько витрин посвящено германским войскам, их форме.


































Экспозиция кавалерии


  Отдельный, большой зал выделен под кавалерию, где размещено масса чучел всякого рода кавалерии в натуральную величину – кирасиры, драгуны, уланы, гусары и т.д. и т.п. К сожалению, зал очень затемнён и поэтому многие фото очень плохо получились. Да ещё эти, охранники, постоянно «пасли» такую сволочь как я, чтобы не фоткали.








Где я не был и не попал

1.     Раздел двух мировых войн; 

2.     Раздел официальной символики; 

3.     Французские флаги; 

4.     Трофейные знамёна; 

5.  Раздел игрушечных солдатиков  (В разделе выставлено около 150 000 картонных, свинцовых и оловянных солдатиков, созданных в период от XVIII до середины XX века). 

6.     Раздел изобразительного искусства (Около 200 000 экспонатов — картины и скульптуры, эстампы, рисунки и фотографии — собрано в разделе изобразительного искусства музея армии. В том числе — картины и зарисовки художников, посланных музеем на фронт во время первой мировой войны).



Усыпальница героев Франции

и могила Наполеона


   Дом Инвалидов в Париже служит усыпальницей для многих знаменитых французов, главным образом, прославившихся на военной ниве.  Величайшим из них, без сомнений, является корсиканский генерал Буонапарте.
  Почив в бозе в почётной должности «пленника союзных держав», он был торжественно перезахоронен здесь в 1840 году, когда англичане, наконец, позволили вывести его останки с острова Святой Елены. С тех пор могила Наполеоне Буонапарте так и остается в Доме Инвалидов, и посетить её может каждый. 
    Могила корсиканца - это настоящее произведение искусства из карельского порфира, подаренного императором Николаем I. Конфуз ситуации заключается в том, что архитектор выбрал именно карельский камень для строительства надгробия. Франции необходимо было купить материал в России. И в 1846 году Николай I сказал, что уж для Наполеона у России кусок камня всегда найдется, отправив бесплатно в Париж глыбу, весом в 200 тонн. Вот «герой»  там и лежит придавленный русским камнем!
    Не обошлось и без подарка Гитлера. Именно он приказал перенести останки сына генерала, Наполеона II, из Австрии после оккупации Франции в 1940 году.































2 комментария: