Translate my Blog

четверг, 15 ноября 2018 г.

ОСМАНСКИЕ ВОЙСКА на Кавказе 1914-1918 гг.


ОСМАНСКИЕ ВОЙСКА
на Кавказе 1914-1918 гг.

Развитие темы «Кавказский фронт» 1914 – 1917 гг.

    С началом войны в Османской империи не было согласия — вступать ли в войну и на чьей стороне. В неофициальном младотурецком триумвирате военный министр Энвер-паша и министр внутренних дел  были сторонниками Тройственного союза, но министр морского флота Джемаль-паша был сторонником Антанты. 2 августа 1914 г. 1914 года был подписан германо-=турецкий союзный договор, по которому турецкая армия фактически отдавалась под руководство германской военной миссии. В стране была объявлена мобилизация. Однако в то же время турецкое правительство опубликовало декларацию о нейтралитете. 10 августа в Дарданеллы вошли немецкие корабли ы «Гебен» и «Бреслау», ушедшие от преследования британского флота. С появлением этих кораблей не только турецкая армия, но и флот оказались под командованием немцев.  Тем не менее, большинство членов турецкого правительства, в том числе великий визирь, всё ещё выступали против войны. Тогда Энвер-паша вместе с немецким командованием начал войну без согласия остальных членов правительства, поставив страну перед свершившимся фактом. Турция объявила «джихад» (священную войну) странам Антанты. 29—30 октября (11—12 ноября) турецкий флот под командованием германского адмирала Сушона обстрелял Севстополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск. 2 (15) ноября 1914 г. Россия объявила Турции войну, 18 и 19 ноября за ней последовали Англия и Франция.
   Слабо обученная и обеспеченная, османская армия приняла самое активное участие в войне. Турецкие солдаты воевали в Греции (Салонникский фронт), Румынии, в Сирии /Палестине, на Кавказе и, даже, вторглись в Персию. Турецкие войска везде сражались под присмотром германских специалистов. Они смогли одержать убедительную победу на Галлиполи в 1915 году над британцами и их союзниками. Хотя, победа на Галлиполи была одержана больше не из-за умения турок и их германских наставников, а по причине полной бездарности «британских полководцев».
     На Кавказе Османская империя первая начала боевые действия, и первая начала наступление, но в результате ряда поражений в 1914-1916 годах, практически лишилась своих войск на Кавказе, потеряв значительные территории.

КАРТЫ ВОЙНЫ







   Со стороны Российской империи героями этой войны стали войска Кавказского фронта и лично генерал от инфантерии Юденич Николай Николаевич.



    Основной силой Османской империи на Кавказе была их 3-я Армия. В 1916 г. туда прибыла 2-я Армия и образовалась группа армий «Кавказ», но уже в 1917 году оставалась одна, недобитая, 3-я Армия.

 Верховный Главнокомандующий (номинальные):
– султан Мехмед V (до 1918)
– султан Мехмед VI (1918)

Султан Мехмед V


Султан Мехмед VI





Заместитель Верховного Главнокомандующего (реальный ВГК)
 – маршал Исмаил Энвер-паша
Военный министр – маршал Исмаил Энвер-паша
Начальник штаба Верховного Главнокомандующего
– генерал-лейтенант Фридрих Бронзарт фон Шеллендорф (Германия)

Маршал Османской империи Энвер-паша



Генерал-лейтенант Фридрих Бронзарт фон Шеллендорф



Состав османских войск на Кавказе
(в скобках время нахождения на фронте и период командования)

Группа армий «Кавказ» (2.1917 – 12.1917)
Командующий – маршал Ахмет-Иззет-паша (1917)
3-я Армия (1914-1918)
Командующий:
– биринчи  ферик (генерал-лейтенант) Гассан-Иззет-паша (октябрь-декабрь 1914)
– маршал Исмаил Энвер-паша (декабрь 1914 – январь 1915)
– биринчи  ферик (генерал-лейтенант) Хафиз-Хаккы-бей (1915). Умер от тифа.
– биринчи  ферик (генерал-лейтенант) Мехмед-Камиль-паша (1915-1916)
– биринчи  ферик (генерал-лейтенант) Абдулл-Керим-паша (1916)
– биринчи  ферик (генерал-лейтенант) Вехиб-паша (1917-1918)
– ферик (генерал-майор) Мехмед-Эсад-паша (1918)
Начальник штаба – миралай (полковник) Гузе (подполковник Германии)

Биринчи  ферик  Гассан-Иззет-паша



Биринчи  ферик Хафиз-Хаккы-бей



Биринчи  ферик  Абдулл-Керим-паша



Биринчи  ферик Вехиб-паша



Ферик Мехмед-Эсад-паша



Состав армии:
IX Корпус (1914-1916)
Командир – Ахмет-Февзи-паша (?)
28-я стрелковая дивизия
·         82-й пехотный полк
·         83-й пехотный полк
·         84-й пехотный полк
·         28-й стрелковый батальон
·         28-й полевой артиллерийский полк
·         28-я дивизионная группа
29-я стрелковая дивизия
·         85-й пехотный полк
·         86-й пехотный полк
·         87-й пехотный полк
·         29-й стрелковый батальон
·         29-й полевой артиллерийский полк
·         29-я дивизионная группа
17-я стрелковая дивизия
·         49-й пехотный полк
·         50-й пехотный полк
·         51-й пехотный полк
·         17-й стрелковый батальон
·         17-й полевой артиллерийский полк
Войска в подчинении корпуса
·         9-й стрелковый полк
·         21-й кавалерийский полк
·         2-й конный артиллерийский батальон
·         9-й инженерный батальон
·         9-й транспортный батальон
Эрзерумское крепостное управление
·         12-й тяжелый артиллерийский полк
·         Инженерный взвод
Пограничные роты – 12
X Корпус (1914-1916)
Командир:
– мирлива (бригадный генерал) Зия-паша
– ферик (генерал-майор) Хафиз Хакки-паша
– ферик (генерал-майор) Юсуф Иззет-паша
Начальник штаба – майор Ланге (Германия)
30-я пехотная дивизия
·         58-й пехотный полк
·         59-й пехотный полк
·         60-й пехотный полк
·         30-й стрелковый батальон
·         30-й полевой артиллерийский полк
31-я стрелковая дивизия
·         61-й пехотный полк
·         62-й пехотный полк
·         63-й пехотный полк
·         31-й стрелковый батальон
·         31-й полевой артиллерийский полк
32-я стрелковая дивизия
·         64-й пехотный полк
·         65-й пехотный полк
·         66-й пехотный полк
·         32-й стрелковый батальон
·         32-й полевой артиллерийский полк
XI Корпус (1914-1916)
– мирлива (бригадный генерал) Галип-паша
– биринчи  ферик (генерал-лейтенант) Абдулл-Керим-паша
Дивизии по: 3 пехотных полка, 1 стрелковый батальон,  Дивизионная артиллерия
18-я стрелковая дивизия
·         52-й пехотный полк
·         53-й пехотный полк
·         54-й пехотный полк
·         18-й стрелковый батальон
·         18-й полевой артиллерийский полк
33-я стрелковая дивизия
·         97-й пехотный полк
·         98-й пехотный полк
·         99-й пехотный полк
·         33-й стрелковый батальон
·         33-й полевой артиллерийский полк
34-я стрелковая дивизия (миралай ( полковник) Ихсан-паша)
·         100-й пехотный полк
·         101-й пехотный полк
·         102-й пехотный полк
·         34-й стрелковый батальон
·         34-й полевой артиллерийский полк
Кавалерия армии
2-я кавалерийская дивизия (1914-1915)
3-я резервная кавалерийская дивизия (1915-весна 1916)
Местные «ополченские» части (яндарва)
Кавалерийская бригада Ван  яндарма (1914-1915)
Бригада  яндарва  Ван («ополчение») (1914-1915)
·         Полк Ван яндарма
·         Полк Битлис яндарва
·         Полк Диярбакыр яндарма (бинбаши (майор) Ферит)
·         7 местных батальонов яндарма

Общая численность войск – до 200.000 человек
После ряда поражений осени 1914 – весны 1915 в армии осталось около 20.000 человек

Войска прибывшие на Кавказ после поражений 1914-1915:
36-я пехотная дивизия (1915-1916) – в составе XI корпуса
·         106-й пехотный полк
·         107-й пехотный полк
·         108-й пехотный полк
·         36-й стрелковый батальон
·         36-й полевой артиллерийский полк
37-я пехотная дивизия (лето 1915) – в составе XI корпуса
·         109-й пехотный полк
·         110-й пехотный полк
·         111-й пехотный полк
·         37-й стрелковый батальон
·         37-й полевой артиллерийский полк
1-я экспедиционная группа (1915)
2-я экспедиционная группа (весна 1915)
5-я экспедиционная группа (лето 1915)
Багдадский полк (лето 1915)
Численность армии в 1915 году составила около 60.000 человек и больше никогда за войну не поднималась.
В ходе боёв в 1915 году армия потеряла до 70% своей численности (убитыми ранеными, пленными, умершими
В 1916 году новые русские удары опять разгромили 3-я армию. Только дезертиров числилось до 50.000 (!). 3-я Армия перестала играть какую-либо роль на Кавказском ТВД.
Спасая положение, османское руководство послало на Кавказ победителей на Галлиполи – 2-ю Армию.

2-я Армия (лето-зима 1916)
В ходе боевых действий состав корпусов постоянно перемешивался (дивизий, бригад и т.д.)
Командующий:
– мюшир (генерал) Мустафа-Кемаль-паша (впоследствии Ататюрк)


II Корпус
Командир – миралай (полковник) Кафер Тайяр-бей
Дивизии по: 3 пехотных полка, 1 стрелковый батальон,  Дивизионная артиллерия
11-я пехотная дивизия
·         31-й пехотный полк
·         32-й пехотный полк
·         33-й пехотный полк
·         11-й стрелковый батальон
·         11-й полевой артиллерийский полк
12-я пехотная дивизия
·         34-й пехотный полк
·         35-й пехотный полк
·         36-й пехотный полк
·         12-й стрелковый батальон
·         12-й полевой артиллерийский полк
III Корпус
Командир – мирлива (бригадный генерал) Эсад-паша (?)
1-я пехотная дивизия
·         1-й пехотный полк
·         2-й пехотный полк
·         3-й пехотный полк
·         1-й стрелковый батальон
·         1-й полевой артиллерийский полк
7-я пехотная дивизия
·         19-й пехотный полк
·         20-й пехотный полк
·         21-й пехотный полк
·         7-й стрелковый батальон
·         7-й полевой артиллерийский полк
14-я пехотная дивизия
·         40-й пехотный полк
·         41-й пехотный полк
·         42-й пехотный полк
·         14-й стрелковый батальон
·         14-й полевой артиллерийский полк
53-я пехотная дивизия (возможный состав)
·         157-й пехотный полк
·         158-й пехотный полк
·         159-й пехотный полк
·         53-й стрелковый батальон
·         53-й полевой артиллерийский полк
IV Корпус
Дивизии по: 3 пехотных полка, 1 стрелковый батальон,  Дивизионная артиллерия
47-я пехотная дивизия
48-я пехотная дивизия
XVI Корпус
Командир – мирлива (бригадный генерал) Пертев-паша (?)
5-я пехотная дивизия
·         13-й пехотный полк
·         14-й пехотный полк
8-я пехотная дивизия
·         22-й пехотный полк
·         23-й пехотный полк
·         24-й пехотный полк
·         8-й стрелковый батальон
·         8-й полевой артиллерийский полк
В подчинении армии:
3-я резервная кавалерийская дивизия (1916)

После очередных поражений турецкая армия (армии) подверглись коренной реорганизации. Была создана новая 3-я Армия под командованием биринчи  ферик (генерал-лейтенанта) Вехиб-паши (1917-1918)
I Кавказский корпус (1917-1918)
Командир – мирлива (бригадный генерал) Казим Карабекир-паша
Состав дивизий предположительно: 3 пехотных полка, артиллерия
9-я Кавказская дивизия
10-я Кавказская дивизия
36-я Кавказская дивизия (1917)
15-я Кавказская дивизия (1915)

II  Кавказский корпус (1917-1918)
Командир – мирлива (бригадный генерал) Якиб Шевки-паша
Состав дивизий предположительно: 3 пехотных полка, артиллерия
5-я Кавказская дивизия
11-я Кавказская дивизия
37-я Кавказская дивизия

     Русская революция привела к самоликвидации русской армии на Кавказе, что спасло от окончательного разгрома турецкие войска. Позже 3-я Армия продвинулась и «отвоевала» потерянные территории в ходе войны, и, даже, захватила Карс, потерянный в 1878 году. Несмотря на то, что турецкие войска активно вмешались в ход гражданской войны на Кавказе, по Брест-Литовскому миру, подписанному не только Германией, но и Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией с большевистским правительством, Турция получила только Карс.

 ПОРТРЕТЫ ЧАСТНЫХ ТУРЕЦКИХ НАЧАЛЬНИКОВ

Ахмед-Иззет-паша


 Миралай  Кафер Тайяр-бей  (II К)


Ферик Хафиз Хакки-паша (Х К)

 Мирлива  Казим Карабекир-паша (I К)

Мирлива  Якиб Шевки-паша (II КК)


 ТУРЕЦКАЯ АРМИЯ




































































.



Комментариев нет:

Отправить комментарий