Translate my Blog

четверг, 27 октября 2022 г.

РУССКАЯ АРМИЯ в РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ 1877 – 1878 гг. -2

 

РУССКАЯ АРМИЯ в РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ

1877 – 1878 гг. -2


Предыдущий пост:

https://hofkriegsrat.blogspot.com/2022/10/1877-1878-1.html

 

КАВКАЗСКАЯ АРМИЯ 1877-1878 гг.

 

КАРТА  ВОЙНЫ

 

Главнокомандующий – Великий Князь Михаил Николаевич

 

Действующие войска

Главный корпус

Командиргенерал-лейтенант, граф (с 1878) Лорис-Меликов Михаил (Микаэл) Тариэлович

Начальник штаба – полковник Донховский

Начальник артиллерии – генерал-майор Губский Фёдор Алексеевич

 Кавказская гренадёрская дивизия

Начальник:

- до 10.09.1877 — генерал-лейтенант, генерал-адъютант, князь Тархан-Моуравов Иосиф Давыдович

- с 10.09.1877 — генерал-майор (с 08.11.1877 генерал-лейтенант) Соловьёв Пётр Никитич

- с 16.04.1878 — генерал-лейтенант Тергукасов Арзас Артемьевич

Начальник штаба – полковник Лазарев Пётр Степанович

1-я бригада – генерал-майор Авинов Сергей Александрович

·        13-й лейб-гренадерский Эриванский Его Величества полк (4 бат.) (фл.-ад. п. Толстой А.Н., фл.-ад. п. Скалон Е.Д.)

·        14-й гренадерский Грузинский Его Императорского Высочества Великого князя Константина Николаевича полк (4 бат.) (п. Рыдзевский Г.Н., п. Романович Ф.Л.)

2-я бригада

- до xx.1877 — генерал-майор Зедергольм Альберт Карлович

- с 28.07.1877 — генерал-майор фон Шак Адольф Вильгельмович

·        15-й гренадерский Тифлисский Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича полк (4 бат.) (п. Ридигер А.Н.)

·        16-й гренадерский Мингрельский Его Императорского Высочества великого князя Дмитрия Константиновича полк (4 бат.) (п., князь Багратион-Мухранский К.И., п. Озеров А.С.)

Кавказская гренадерская артиллерийская бригада – генерал-майор Кульстрем Фёдор Лаврентьевич

·        6 батарей (48 орудий)

39-я пехотная дивизия

Начальник – генерал-майор Цытович Эраст Степанович

Начальник штаба – полковник Линевич Илья Петрович

1-я бригада

- до 01.05.1877 – генерал-майор Карасёв Дмитрий Петрович

- с 22.05.1878 – генерал-майор Ковторадзе Алексей Гаврилович

2-я бригада

- до 01.11.1877 — генерал-майор Ореус Николай Иванович

- с 26.12.1877 — генерал-майор Ковторадзе Алексей Гаврилович

- с 18.05.1878 — генерал-майор Борх Юрий Александрович

·        154-й пехотный Дербентский полк (4 бат.) (п. Ковторадзе А.Г.)

·        155-й пехотный Кубинский полк (4 бат.) (п. Кабенин Н.П., п., князь Аргутинский-Долгоруков А.И.)

39-я артиллерийская бригада – полковник (с 08.11.1877 генерал-майор) Проскуряков Фёдор Дмитриевич

·        1-я, 2-я, 4-я батареи (24 орудия)

1-й Кавказский сапёрный батальон

Кавалерия:

1-я сводная кавалерийская дивизия

·        15-й драгунский Тверской Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича Старшего полк (4 эск.)

Кубанского казачьего войска

·        Ейский казачий полк (6 сотен) (в.ст., п. Черник В.И.)

·        Кубанский казачий полк (6 сотен) (п. Панин С.Н.)

Терского казачьего войска

·        1-й Горско-Моздокский казачий полк (4 сотни)

·        2-й Горско-Моздокский казачий полк (4 сотни)

2-я сводная кавалерийская дивизия

·        16-м драгунский Нижегородский Его Величества короля Вюртембергского полк (4 эск.) (п. Кельнер А.А.)

·        17-й драгунский Северский Его Величества Короля Датского (4 эск.) (п. Батиевский Я.Я., п., князь Чавчавадзе А.Г.)

Терского казачьего войска

·        1-й Волгский казачий полк (4 сотни) (п. фон Крузенштерн Н.К., в.ст., князь Джамбакуриан-Орбелиани И.М.)

·        2-й Волгский казачий полк (4 сотни)

·        2-й Кизляро-Гребенский казачий полк (4 сотни) (п. Климентов И.А., п/п Валуев П.П.)

Александропольский конно-иррегулярный полк (4 сотни)

Артиллерия:

·        2-я конная батарея Кубанского войска (8 орудий)

·        5-я конная батарея Кубанского войска (8 орудий)

·        1-я конная батарея Терского войска (8 орудий)

Всего: 25 батальонов, 12 эскадронов, 36 сотен, 96 орудий

Усиление к апрелю:

·        12 сотен 2-го и 3-го Дагестанских конно-иррегулярных полков

 

Эриванский отряд 

Начальник отряда:

- до 01.1878 ― генерал-лейтенант Тергукасов Арзас Артемьевич

- с 7 (19) января 1878 — генерал-лейтенант Лазарев Иван Давыдович 

Начальник штаба –  генштаба полковник Филиппов Владимир Николаевич

Начальник артиллерии отряда – генерал-майор Барсов Александр Андреевич

Пехота:

19-я пехотная дивизия

Начальник – генерал-майор (с 29.12.1877 генерал-лейтенант) Комаров Дмитрий Виссарионович

Начальник штаба

- до хх.1878 — полковник Томилов Матвей Михайлович

- с 08.11.1878 — подполковник Савченко Севастьян Матвеевич

1-я бригада – генерал-майор Броневский Иван Николаевич

·        73-й пехотный Крымский Его Императорского Высочества Великого князя Александра Михайловича полк (п. Слюсаренко А.А) (п. Слюсаренко А.А., м. гуров С.П., п. Юрковский Е.К., п. Есипов В.М.)

·        74-й пехотный Ставропольский полк (п. Шак А.В., п. Бордель фон Борделиус Е.В.)

3-й Кавказский стрелковый батальон (п/п Бордель фон Борделиус Е.В.)

2-я рота 2-го Кавказского сапёрного батальона (к. Тарнецкий В.М.)

Кавалерия:

3-я сводная кавалерийская дивизия

Бригада –  Свиты Его Величества генерал-майор Амилахори Иван Гивич

·        18-й драгунский Переяславский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк (4 эск.) (п. Вельяминов-Зернов М.А.)

Кубанского казачьего войска

·        1-й Уманский казачий полк (6 сотен) (п. Шипшев Т.А.)

·        1-й Хопёрский казачий полк (6 сотен) (п. Педин А.Ф.

·        Кавказский казачий полк (6 сотен) (п. Кирьяков М.М.)

Терского казачьего войска

·        2-й Сунженский казачий полк (4 сотни) (войсковой старшина Савенко)

Куртинский конно-иррегулярный дивизион

Артиллерия:

·        1-я, 4-я и 5-я батареи 19-й артиллерийской бригады

·        1-я батарея конно-артиллерийской бригады Кубанского казачьего войска

Пополнения отряда

·        Кутаисский конно-иррегулярный полк

·        Елисаветпольско-Бакинский конно-иррегулярный полк (4 сотни)

·        Закатальский конно-иррегулярный полк (4 сотни)

·        Эриванский конно-иррегулярный полк (3 сотни) (в крепость Баязет) (п. Исмаил-хан Нахичеванский)

Всего: 10616 человек (6.602 пехоты и 4.014 кавалерии) при 32 орудиях.

К 15 апреля численность достигла 11.697 человек (плюс 771 нестроевых и музыкантов).

 

Ахалцигский отряд

Начальник отряда:

- генерал-лейтенант Девель Фёдор Данилович

Пехота:

39-я пехотная дивизия

(командование см. выше)

·        153-й пехотный Бакинский Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Максимилиановича полк (4 бат.) (п. Иванов А.И.)

·        156-й пехотный Елисаветпольский полк (4 бат.) (п., князь Амираджибов М.К., п. Мазаракий В.И.)

3-й Кавказский сапёрный батальон

4-я сотня 2-го пешего пластунского батальона Кубанского войска

Кавалерия:

·        Полтавский казачий полк кубанского войска (6 сотен) (п., князь Эристов Д.Е.)

·        2-й Владикавказский казачий полк Терского войска (4 сотни)

Артиллерия:

·        3-я, 5-я, 6-я батареи 39-й артиллерийской бригады

Всего: 9 ¼  батальона, 10 сотен, 24 орудия

Усиление к апрелю:

·        2 сотни милиции из жителей ахалцыхского и ахалкалакского уездов

 

Резервные войска

(не приняли участия в войне, кроме их отдельных подразделений)

Пехотные дивизии: 20-я, 21-я, 38-я

Тыловые части:

·        19-я пехотная дивизия, 2-я бригада (Ставрополь)

·        41-я пехотная дивизия (Кутаиси)

 

Всего:

·        Активные войска: 159.689 пехоты, 21.003 кавалерии, 336 орудий

·        Войска в тылу Кавказской армии: 47.855 пехоты

·        Иррегулярные войска: 49.433 пехоты, 46.458 кавалерии, 56 орудий

 

КАРТИНЫ





 

ПОРТРЕТЫ














 

Комментариев нет:

Отправить комментарий