Translate my Blog

пятница, 22 сентября 2023 г.

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1828-1829 ГОДОВ - 1 БАЛКАНСКИЙ ТВД

 

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1828-1829 ГОДОВ - 1

БАЛКАНСКИЙ ТВД

 Развитие поста, плюс, состав русских войск на ТВД

 https://hofkriegsrat.blogspot.com/2018/10/1828-1829.html

 


     Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. малоизвестная, но очень интересная. Во-первых, Российская империя выступила в ней во всём своем военном блеске. Во-вторых, сами военные события войны любопытны и привлекательны. В-третьих, генералитет русской армии сплошь состоял из ветеранов Наполеоновских войн. Читаешь о ходе войны, её генералах и перед глазами не турки, а битые французы. И армия наступает не на Стамбул, а на Париж.

      В любой войне есть всегда «двойные стандарты», так и тут. Для «общества» это была война за свободу Греции (Император Николай I перевернётся в гробу если узнает, что воевал за свободу Греции). Реально – за овладение Черноморскими проливами (программа максимум), или за установление политического доминирования на Балканах с захватом ряда территорий (программа минимум). А Греция? Так ведь и ей хорошо… будет.

      Русско-турецкая война 1828-1829 годов это война между Российской Империей и Османской Империей. Война шла на двух ТВД – Балканском и Кавказском. Как часто бывает, внутренний кризис стран вызывает агрессивные устремления соседей. Так и тут, война вызвана внутренним кризисом в Турции, который усилился в связи с Греческой революцией (1821-1829). Правительства Великобритании и Франции, опасаясь усиления влияния на Балканах России, к которой греки обратились за помощью, выступили в 1827 году совместно с ней в поддержку восставших греков, но после победы союзного флота в Наваринском сражении (1827) противоречия между союзниками усилились.

Айвазовский. Наваринское сражение.

      В этих условиях 8 (20) октября 1827 года султан призвал к «священной войне» против России.

    14 (26) апреля 1828 года Россия объявила войну Турции.

 

ЕГО Величество Государь Император

Николай I



 

      На Дунай была направлена 95-тысячная армия, которой командовал генерал-фельдмаршал, граф Витгенштейн Пётр Христианович  (Людвиг Адольф Петер цу Сайн-Витгенштейн).

     

КАРТЫ ВОЙНЫ

 







 

       В апреле-мае 1828 года русские войска заняли Дунайские княжества, 27 мая (8 июня) форсировали Дунай у Исакчи, после чего Витгенштейн П.Х. распылил свои силы для блокады ряда турецких крепостей. Главные силы безуспешно осаждали Шумлу, затем перенесли свои усилия против Варны, которая была взята 29 сентября (11 октября) 1828 года. Этот успех стоил русским войскам больших потерь. В 1829 году Витгенштейн П.Х. был заменен генералом-от-инфантерии И.И. Дибичем.

    Пожалуй, самой большой заслугой Витгенштейна П.Х. стала защита Санкт-Петербурга в 1812 году, но, тем не менее, как главнокомандующий он не проявил себя, ни в 1813 г., ни в 1828 г. Правда, в 1828 году «под ногами» ещё вертелся САМ Государь Император со сворой советников, но, слава богу, ОН осознал свою ненужность и покинул действующую армию.

    Генерал от инфантерии, граф Дибич Иван Иванович (Иоганн Карл Фридрих Антон фон Дибич) в 1828 г. находился при действующей армии, сначала без всякой определённой должности. Пользуясь неограниченным доверием императора Николая I и ведя с ним обширную переписку, он руководил военными действиями вполне самостоятельно, помимо генерал-фельдмаршала, графа Витгенштейна П.Х., который, не имея возможности ничего предпринять без совещания с Дибичем И.И., представлялся лишь лицом, официально ответственным за неудачи. 

       В мае 1829 года русские войска осадили Силистрию, а 30 мая (11 июня) Дибич разбил сорокатысячную армию Решид-паши при Кулевче. В июне Силистрия капитулировала, и в начале июля 35-тысячная русская армия двинулась за Балканы.

     По справедливому замечанию Мольтке Старшего, Дибич И.И., имея в распоряжении относительно слабые средства, предпринимал лишь то, что, при данной обстановке, было существенно необходимо для достижения цели войны. Он дал одно большое сражение (при Кулевче) и взял одну лишь крепость Силитрию, но эти успехи сломили сопротивление неприятельской армии. Русские войска вплотную подступили к Балканам, считавшимся до того времени неодолимыми. После чего Дибич И.И., с минимальными потерями, перешагнул (фигурально выражаясь) через горные хребты и привёл русскую армию к Андрианополю (Эдирне) в 235 км от Стамбула. Несмотря на наличие в тылу русских войск значительных сил турецких войск, армия, сократившаяся главным образом вследствие болезней до 17 тысяч человек,  готовилась к штурму Адрианополя, деморализованный гарнизон которого капитулировал 8 (20) августа 1829 года.

          Выход русских войск на подступы к Стамбулу (Константинополю) вызвал панику у турецкого правительства, которое 2 (14) сентября 1829 года заключило Адрианопольский мирный договор, по которому к России отошло Кавказское побережье Черного моря до района севернее Батуми и район Ахалциха; Греция получила независимость, а Сербия, Молдавия и Валахия получили  автономию (в который раз).

     Кампания 1829 года доставила Дибичу И.И. титул графа Забалканского, а 22.09.1829 г. чин генерал-фельдмаршала. 12.11.1829 г. награждён орденом Св. Георгия 1-го класса № 19, став таким образом, третьим полным кавалером ордена Св. Георгия.

    

КАРТИНЫ ВОЙНЫ







РУССКАЯ АРМИЯ НА БАЛКАНАХ

1828 – 1829 гг.


г-и, г-к, г-а – генерал (от инфантерии, от кавалерии, от артиллерии)

г-л – генерал-лейтенант

г-м – генерал-майор

плк – полковник

пплк – подполковник

м – майор

г-ад. – генерал-адъютант

фл.-ад. – флигель-адъютант

г-м/г-м, пплк/плк – в ходе командования произведён в следующий чин

 

1828 год

 

Главнокомандующий – генерал-фельдмаршал, граф Витгенштейн Пётр Христианович

Начальник штаба – начальник штаба 2-й армии генерал-лейтенант, генерал-адъютант Киселёв Павел Дмитриевич

 

НАСТУПАТЕЛЬНАЯ АРМИЯ

 

VI Корпус

Командир – г-и Рот Логин Осипович

16-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-л Сулима Николай Семёнович

- г-м/г-л Вельяминов-3 Алексей Александрович

1-я бригада

- Рындин-1 Филадельф Кириллович

- г-м Геркен Пётр Фёдорович

·        Селенгинский пехотный полк (плк Ступаков И.Р., плк фон Кауфман П.Ф.)

·        Якутский пехотный полк (пплк/плк Залеский-1 Н.И.)

2-я бригада

- г-м Габбе-2 Михаил Андреевич

- г-м Дометти Александр Карлович

·        Охотский пехотный полк (пплк/плк Белогужев А.Н.)

·        Камчатский пехотный полк (пплк/плк Лисецкий-1 А.Г.)

3-я бригада

- г-м Акутин Александр Никитич

- Кладищев Пётр Алексеевич

·        31-й егерский полк (пплк/плк Караника С.В.)

·        32-й егерский полк (пплк/плк Лишин-1 П.С.)

16-я артиллерийская бригада

17-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-л Корнилов-1 Пётр Яковлевич

- г-м Эйсмонт-1 Алексей Матвеевич (ком. 2-й бр.)

1-я бригада

- г-м Ширман-2 Вилим Карлович

·        Екатеринбургский пехотный полк (пплк/плк Говоров-2 А.)

·        Тобольский пехотный полк (плк Козлянинов П.Т., плк Леман-2 Н.М.)

2-я бригада

- г-м Эйсмонт-1 Алексей Матвеевич

·        Томский пехотный полк (плк Живоглядов)

·        Колыванский пехотный полк (плк Завадовский М.Т., пплк Валь)

3-я бригада

- г-м Герман-1 Александр Иванович

- г-м Малиновский-1 Сильвестр Сигизмундович

- г-м Кузьмин-2 Степан Иванович

·        33-й егерский полк (плк Старов-3 С.Н.)

·        34-й егерский полк (плк Гавриленков Р.И.)

17-я артиллерийская бригада

9-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-л Бартоломей-1 Алексей Иванович

- г-л Нагель Павел Илларионович

1-я бригада

- г-м Чебышев Сергей Сергеевич

·        Черниговский пехотный полк (пплк Щетинин В.Н., пплк Круммес Ф.Х.)

·        Полтавский пехотный полк (пплк/плк Левицкий-Лазницкий З.)

2-я бригада

- г-м Гельвиг-2 Александр Яковлевич

·        Алексопольский пехотный полк (плк Удалов А.)

·        Кременчугский пехотный полк (пплк Лаврентьев)

3-я бригада

- г-м Курносов Николай Андреевич

- плк Дометти Александр Карлович (18-й е.п.)

- г-м Мельгунов-1 Пётр Ионович

·        17-й егерский полк (плк лаппа-1 П.П., плк Добровольский-3, пплк Гернет-3 Ф.Х.)

·        18-й егерский полк (плк Дометти А.К., плк Юрьев-1 Я.П.)

9-я артиллерийская бригада

Бугская уланская дивизия

Начальники:

- г-м/г-л Рейтерн Христофор Романович

1-я бригада

·        1-й Бугский уланский полк (пплк/плк Сошицкий В.Я.)

·        2-й Бугский уланский полк (плк Лазич К.Ф., плк Самойлович-1 И.В.)

2-я бригада

·        3-й Бугский уланский полк (пплк/плк Терпелевский Е.О.)

·        4-й Бугский уланский полк (плк шварц-3 Г.Е., плк Фохт-1 П.А.)

Конно-артиллерийские роты №№ 17, 18

Части в подчинении корпуса:

·        6-й пионерский батальон

·        4 казачьих полка

·        Донская конно-артиллерийская рота № 1

 

VII Корпус

Командир – г-к, г-ад. Воинов Александр Львович

18-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-м Полешко-1 Степан Григорьевич (Ком. 1-й бр.)

- г-м, князь Горчаков-2 Пётр Дмитриевич

1-я бригада

- г-м Полешко-1 Степан Григорьевич

- плк Жеребцов-3Алексей Михайлович (Вятский п.п.)

- г-м Соболевский-2 Степан Герасимович

·        Казанский пехотный полк (пплк/плк Розлач Д.С.)

·        Вятский пехотный полк (плк Жеребцов-3 А.М., плк Загорский-1 И.И.)

2-я бригада

- плк Мартынов-2 Борис Петрович (Пермский п.п.)

- г-м Лаппа-1 Пётр Павлович

·        Уфимский пехотный полк (пплк Борисевич)

·        Пермский пехотный полк (плк Гржегоржевский В.А.)

3-я бригада

- г-м Степанов-2 Павел Васильевич

- г-м Тиман-2 Александр Иванович

·        35-й егерский полк (пплк/плк Семичев П.И.)

·        36-й егерский полк (плк Быков-1 В.В.)

18-я артиллерийская бригада

19-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-м Тарбеев-1 Николай Петрович (ком. 1-й бр.)

- г-л, г-ад. Головин-1 Евгений Александрович

1-я бригада

- г-м Тарбеев-1 Николай Петрович

- -плк Байков-2 Сергей Васильевич (Днепровский п.п.)

·        Азовский пехотный полк (плк Русанов-2 Д.М., пплк Поливанов Н.С.)

·        Днепровский пехотный полк (плк Яковлев-1, плк Байков-2 С.В., пплк Грибский-1 С.)

2-я бригада

- г-м Дурново-2 Николай Дмитриевич

- г-м Ермолаев-1 Василий Степанович

- г-м Свободский Фёдор Михайлович

·        Украинский пехотный полк (плк Дровецкий В.П.)

·        Одесский пехотный полк (плк Худинский И.М., пплк Фесенко С.Н., плк Худинский И.М.)

3-я бригада

- г-м Роговский-1 Иван Осипович

·        37-й егерский полк (плк Лидерс-2 А.Н.)

·        38-й егерский полк (пплк/плк Енакиев-1 И.К.)

19-я артиллерийская бригада

10-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-л Свечин-1 Никанор Михайлович

- г-м/г-л Нагель Павел Илларионович

1-я бригада

- г-м де Жерве-2 Карл Леонидович

- плк, фл.-ад. Альбрехт-3 Пётр Иванович (Смоленский п.п.)

- г-м Семишин Павел Михайлович

·        Пехотный Фельдмаршала герцога Веллингтона полк (Смоленский) (плк Раль-3 Ф.Ф., плк, фл.-ад. Альбрехт-3 П.И.)

·        Могилёвский пехотный полк (плк Семишин П.М., плк, князь Козловский-2

2-я бригада

- г-м Куприянов-1 Павел Яковлевич

·        Витебский пехотный полк (пплк Белягович Ф., пплк Чикулаев Е.В.)

·        Полоцкий пехотный полк (плк Фридериций-1 А.К.)

3-я бригада

- г-м Симанский Лука Александрович

- г-м Раль-3 Фёдор Фёдорович

·        19-й егерский полк (плк Пяткович)

·        20-й егерский полк (плк Голофеев А.В.)

10-я артиллерийская бригада

4-я уланская дивизия

Начальники:

- г-л Крейц Киприан Антонович

1-я бригада

·        Санкт-Петербургский уланский полк (плк Хомутов-1 М.Г.)

·        Харьковский уланский полк (плк Анреп И.Р.)

2-я бригада

·        Курляндский уланский полк (плк фон Энгельгард-4 А.Г.)

·        Смоленский уланский полк (плк Шехавцов М.П., плк фон Смиттен Г.Г.)

Конно-артиллерийские роты №№ 27, 28

Части в подчинении корпуса:

·        7-й пионерский батальон

·        4 казачьих полка

·        Донская конно-артиллерийская рота

 

Резерв

4-я гусарская дивизия

Начальники:

- г-л Каблуков-2 Владимир Иванович

1-я бригада

·        Ингерманландский гусарский полк (плк Гельд А.А., пплк Краммер Л.Ф.)

·        Нарвский гусарский полк (плк Гельфрейх-2 Е.И., пплк Данилевский-2 Я.И.)

2-я бригада

·        Киевский гусарский полк (плк Гроттенгельм-2 М.М.)

·        Митавский гусарский полк (плк, барон Левенштерн-2 И.И.)

Конно-артиллерийская рота

Отдельные части:

·        Сапёрный батальон

·        4 казачьих полка

·        2 конно-артиллерийские роты

 

Гвардейский Корпус (под Варну, в конце года ушёл в Россию)

Командир – генерал-фельдцехмейстер, Великий Князь Михаил Павлович

1-я гвардейская пехотная дивизия

Начальники:

- г-л, г-ад. Шеншин-1 Василий Никанорович

1-я гвардейская бригада

- г-м, г-ад. Ислентьев Николай Александрович (ком. л-гв. Преображенского п.)

- г-м Крафстрем Астафий Борисович (ком. л-гв. Московского п.)

·        Лейб-гвардии Преображенский полк (г-м, г-ад. Ислентьев Н.А.)

·        Лейб-гвардии Московский полк (г-м Крафстрем А.Б.)

2-я гвардейская бригада

- г-м Берхман-2 Александр Петрович

·        Лейб-гвардии Семёновский полк (г-м, г-ад. Шипов-1 С.П.)

·        Лейб-гвардии Гренадёрский полк (плк Шипов-2 И.П.)

·        Гвардейский экипаж (контр-адмирал Беллинсгаузен Ф.Ф.)

1-я лейб-гвардии артиллерийская бригада

- г-м Нестеровский Авим Васильевич

·        1-й дивизион (1-3 батареи)

·        2-й дивизион (4-6 батареи)

2-я гвардейская пехотная дивизия

Начальники:

- г-м, г-ад. Мартынов-1 Павел Петрович (ком. 3-й гв. пех. бригады)

3-я гвардейская бригада

- г-м Анненков-1 Николай Петрович (ком. л-г. Измайловского п.)

·        Лейб-гвардии Измайловский полк (г-м Анненков-1 Н.П.)

·        Лейб-гвардии Павловский полк (г-м, г-ад. Арбузов-2 А.Ф.)

·        Лейб-гвардии Сапёрный батальон (плк Геруа А.К.)

4-я гвардейская бригада

·        Лейб-гвардии Егерский полк (г-м Гартонг П.В.)

·        Лейб-гвардии Финляндский полк (г-м, г-ад. Воропанов-1 Н.Ф.)

 2-я лейб-гвардии артиллерийская бригада

- г-м Статковский Александр Осипович

·        1-й дивизион (1-3 батареи)

·        2-й дивизион (4-6 батареи)

1-я гренадёрская дивизия

Начальники:

- г-л Угрюмов-1 Павел Александрович

1-я бригада

- г-м Леонтьев-1 Николай Илларионович

·        Гренадёрский ЕГО Величества Императора Австрийского полк (Кексгольмский гр.п.) (плк Полтинин Т.П.)

·        Гренадёрский ЕГО Величества Короля Прусского полк (Санкт-петербургский гр.п.) (плк Чевакинский М.И.)

2-я бригада

- г-м Петров-1 Иван Матвеевич

·        Гренадёрский Графа Аракчеева (плк Тютрюмов-2 С.В.)

·        Гренадёрский Наследного Принца Прусского (Перновский гр.п.) (плк Томашевский-1 А.М.)

3-я бригада

- г-м Самбурский-1 Аким Петрович

·        1-й Карабинерный полк (плк Томиловский-1 В.М.)

·        Карабинерный Фельдмаршала Князя Барклая-де-Толли полк (2-й Карабинерный п.) (плк Старченков П.И.)

1-я гренадёрская артиллерийская бригада

Лёгкая гвардейская кавалерийская дивизия

Начальник (вакансия, командующий старший офицер/генерал)

1-я бригада

·        Лейб-гвардии Драгунский полк (г-м Глазенап-1 В.Г.)

·        Лейб-гвардии Уланский полк (г-м Алферьев-1 П.В.)

2-я бригада

·        Лейб-гвардии Гусарский полк (г-м, барон Арбс-Гофен Е.К.)

·        Лейб-гвардии Конно-егерский полк (г-м Слатвинский-1 П.И.)

Лейб-гвардии Казачий полк (г-м Ефремов-1 И.Ф.)

Лейб-гвардии конная артиллерия

- г-м Гербель Карл Густавович

·        Конная батарея № 2 (из 5 по штату)

 

II Корпус (под Силистрией)

Командир

 – г-и, г-ад. Щербатов Алексей Григорьевич

г-к, г-ад., граф Пален Пётр Петрович

4-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-м/г-л  Штегман Христофор Осипович

1-я бригада

- г-м Яфимович-3 Григорий Иванович

·        Архангелогородский пехотный полк (плк, князь Волконский-7 Д.А.)

·        Вологодский пехотный полк (плк Маске И.Е.)

2-я бригада

- г-м Тришатный-1 Александр Львович

- г-м Михайловский-Данилевский Александр Иванович

·        Костромской пехотный полк (плк Слатвинский-3 М.И., пплк Бурман А.Е.)

·        Галицкий пехотный полк (плк, барон Боллен-2 Л.Л.)

3-я бригада

- г-м Шалашников Николай Иванович

·        7-й егерский полк (плк Ермолаев-1 В.С., пплк Апасов М.А., плк Толстой В.Л.)

·        8-й егерский полк (плк Булгаков-2 Ф.В.)

4-я артиллерийская бригада

5-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-л Юшков-1 Александр Иванович

- г-л Сулима Николай Семёнович

1-я бригада

- г-м Геккерн Пётр Фёдорович

- г-м Рындин-1Филадельф Кириллович

- г-м Лутковский Егор Алексеевич

·        Шлиссельбургский пехотный полк (пплк/плк Чайковский П.П.)

·        Белозёрский пехотный полк (плк Хлуденев И.Г.)

2-я бригада

- г-м Кузьмин-2 Степан Иванович

- г-м Малиновский-1 Сильвестр Сигизмундович

·        Ладожский пехотный полк (плк Осипов-1 С.М., пплк Высоцкий-3 Е.С.)

·        Олонецкий пехотный полк (плк Тухачевский-1 А.Н.)

3-я бригада

- г-м Ножин Александр Фёдорович

- г-м Фролов-1 Пётр Николаевич

·        9-й егерский полк (пплк/плк Вышковский А.О.)

·        10-й егерский полк (пплк/плк Красовский-3 С.Г.)

5-я артиллерийская бригада

6-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-л Ахлестышев Михаил Фёдорович

- г-м, князь Любомирский Константин Савельевич

1-я бригада

- г-л Николаев-1 Иван Юрьевич

- г-м, князь Любомирский Константин Савельевич

- г-м Варпаховский Пётр Евдокимович

·        Нарвский пехотный полк (плк Тарловский В.К.)

·        Невский пехотный полк (пплк/плк Крюков-1 А.П.)

2-я бригада

- г-м Казнаков Геннадий Иванович

·        Копорский пехотный полк (плк Жизневский И.М.)

·        Софийский пехотный полк (плк Ахлестышев Д.Д.)

3-я бригада

- плк Сахновский-2 (ком. 12-го е.п.)

·        11-й егерский полк (плк Романов-1 И.Ф., пплк Савостьянов-2 П.И.)

·       12-й егерский полк (плк Семтелий М.К., плк Сахновский-2)

6-я артиллерийская бригада

2-я гусарская дивизия

Начальники:

- г-л, барон Будберг Карл Васильевич

- г-м Розен А. Ф. (?)

1-я бригада

·        Гусарский Эрцгерцога Фердинанда (Изюмский) (плк Купфер А.)

·       Павлоградский гусарский полк (плк Пашков-3 Е.И.)

2-я бригада

·       Елисаветградский гусарский полк (плк Рашевский-1 А.Я., пплк Володимеров-2)

·       Иркутский гусарский полк (плк Тутчек И.И.)

Конно-артиллерийские роты №№ 5,6

 

ДЕЙСТВУЮЩИЙ РЕЗЕРВ

 

7-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-л Ушаков-1 Павел Николаевич

- г-л Красовский Афанасий Иванович

- г-м Лашкевич Павел Петрович (ком 2-й бр.)

- г-л Юшков-2 Александр Иванович

1-я бригада

- г-м Колен-3 Яков Яковлевич

·        Муромский пехотный полк (пплк/плк Иовшиц И.А.)

·        Нижегородский пехотный полк (пплк/плк Чекмарёв Д.И.)

2-я бригада

- г-м Лашкевич Павел Петрович

·        Низовский пехотный полк (плк Левенталь-1 Ф.К., плк, князь Прозоровский И.П., плк Апостолов А.Г.)

·        Симбирский пехотный полк (плк Атаев В.Ф., пплк Грудинин В.)

3-я бригада

- г-м Тишевский Игнатий Иванович

- г-м Самсонов-2 Сергей Васильевич

- Завадовский Михаил Тимофеевич

·        13-й егерский полк (пплк Акинин-1, пплк Лисецкий-2)

·        14-й егерский полк (пплк/плк Полторацкий-2, плк Синявин Н.Д.)

7-я артиллерийская бригада

8-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-л Засс-2 Александр Павлович

1-я бригада

- г-м Левенгоф Тимофей Антонович

- плк Жилинский-1 Александр Гаврилович (Троицкий п.п.)

- плк Желтовский (Тамбовский п.п.)

·        Троицкий пехотный полк (плк Жилинский-1 А.Г., пплк Римский-Корсаков В.А.)

·        Пензинский пехотный полк (плк Савостьянов-1 П.И.)

2-я бригада

- г-м Куржевский Владимир Григорьевич

- г-м Жиленков-2 Павел Максимович

·        Тамбовский пехотный полк (плк Желтовский, пплк Гулевич А.М.)

·        Саратовский пехотный полк (плк Ельшин-2 И.Т.)

3-я бригада

- г-м, барон Вреде-1 Богдан Астафьевич

- плк, барон Герздорф Александр Карлович (ком. 16-го е.п.)

- г-м, барон Зальц-2

- г-м, князь Прозоровский Иван Петрович

- г-м, барон Герздорф Александр Карлович

·        15-й егерский полк (плк Ефимьев, плк фон Вольский Ф.В.)

·        16-й егерский полк (пплк Панов-1 А.Е., плк, барон Герздорф А.К., плк Ушаков Л.К.)

8-я артиллерийская бригада

3-я гусарская дивизия

Начальники:

- г-л Ридигер Фёдор Васильевич

- г-л Мадатов Валериан Григорьевич

1-я бригада

·        Ахтырский гусарский полк (плк Нечволодов-2 А.Я.)

·        Александрийский гусарский полк (плк Мурвьёв-2 А.З., пплк Васильковский-1 О.М.) (плк, барон Корф-2, плк Арсеньев-4 И.А.)

2-я бригада

·        Гусарский Фельдмаршала графа Витгенштейна полк (Мариупольский) (плк, барон Корф-2, плк Арсеньев-4 И.А.)

·        Гусарский Принца Оранского полк (Белорусский) (плк, фл.-ад. Плаутин-1 Н.Ф.)

Конно-артиллерийская рота

Отдельные части:

·        2-я пионерная бригада

·        4 казачьих полка

·        4 роты осадной артиллерии

Флотилия

 

ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЗЕРВ 

(не участвовали в войне)

 

III Кавалерийский корпус (с одной бригадой конной артиллерии)

3-я кирасирская дивизия

3-я уланская дивизия

Все третьи батальоны

Все третьи артиллерийские дивизионы

Все запасные эскадроны

2 казачьих башкирских полка

Пограничная стража Новороссийского края

2 казачьих полка

Балаклавский батальон

 

1829 год

 

Главнокомандующий – генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант, граф Дибич Иван Иванович

Начальник штаба – генерал от инфантерии, генерал-адъютант, граф Толь Карл Фёдорович

 

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ

 

Правый фланг армии

 

Командир – генерал-лейтенант, генерал-адъютант Киселёв Павел Дмитриевич

Войска Гейсмара

Командир – г-м/г-л, г-ад., барон Гейсмар Фёдор Клементьевич

17-я пехотная дивизия (см. выше)

От IV Резервного кавалерийского корпуса

Командир:

- г-к, г-ад. Бороздин Николай Михайлович (по болезни покинул армию)

- г-л, г-ад. Киселёв Павел Дмитриевич

1-я драгунская дивизия

Начальники:

- г-л Загряжский Пётр Петрович

- г-м Штакельберг Егор Фёдорович

1-я бригада

·        Каргопольский драгунский полк (плк Глазенап-4 А.Г.)

·        Московский драгунский полк (плк Данненберг-1 И.П.)

2-я бригада

·        Кинбурнский драгунский полк (плк Борграф И.Ф.)

·        Новороссийский драгунский полк (плк Кельнер-1 А.К., плк Граббе-1 П.Х., плк Ховен К.Е.)

Конно-артиллерийские роты №№ 19, 20

Отдельные части:

·        Конно-пионерный эскадрон

Казачьи части:

·        Донской полк г-м Бегидева

·        Донской полк плк Золотарёва-4

·        Пандуры

 

Войска под Журжево

4-я пехотная дивизия (см. выше)

11-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-м Кузьмин-1 Александр Яковлевич

1-я бригада

- г-м Андржейкович Иван Фёдорович

·        Елецкий пехотный полк (пплк/плк Мичурин-2 Т.И.)

·        Севский пехотный полк (пплк Набоков-3)

1-я рота 11 артиллерийской бригады

От IV Резервного кавалерийского корпуса

Командир:

- г-к, г-ад. Бороздин Николай Михайлович (по болезни покинул армию)

- г-л, г-ад. Киселёв Павел Дмитриевич

1-я конно-егерская дивизия

Начальники:

- г-л Загряжский Пётр Петрович

1-я бригада

·        Черниговский конно-егерский полк (плк Измалков И.С.)

·        Северский конно-егерский полк (плк Катаржи-2 П.И.)

2-я бригада

·        Нежинский конно-егерский полк (пплк Термин Л.)

·        Дерптский конно-егерский полк (пплк Гикельгофен)

Конно-артиллерийская рота № 22

Казачьи части:

·        Донской полк плк Рыковского

·        Донской полк плк Платова

·        Донская конно-артиллерийская рота № 20

·        Пандуры

 

Центр армии

 

Главнокомандующий – генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант, граф Дибич Иван Иванович

Начальник штаба – генерал от инфантерии, генерал-адъютант, граф Толь Карл Фёдорович

 

II Корпус (см. выше, кроме 4-й п.д.)

5-я пехотная дивизия (см. выше)

6-я пехотная дивизия (см. выше)

2-я гусарская дивизия (см. выше)

Донские казачьи полки:

·       плк Грекова-2

·       пплк Борисова

 

III Корпус

Командир – г-и Рудзевич Александр Яковлевич

7-я пехотная дивизия (см. выше)

8-я пехотная дивизия (см. выше)

9-я пехотная дивизия (см. выше)

3-я гусарская дивизия (см. выше)

Донские казачьи полки:

·        плк Карпова-3

·        пплк Попова

 

В подчинении цента армии

4-я уланская дивизия (см. выше)

Инженеры:

·        Сапёрный батальон

·        3-й пионерный батальон

·        6-й пионерный батальон

Казачьи части:

·        Атаманский Е.И.В. Наследника Цесаревича полк (плк Катасанов З.С.)

·        Донской казачий пплк Ежова

·        Донской казачий пплк Карпова-4

·        5-й Черноморский конный

·        6-й Черноморский конный

·        4-й Уральский конный

Артиллерия:

·        11-й артиллерийской бригады лёгкие № 2 и № 3 роты

·        Конно-батарейная рота № 19

·        Донская конно-артиллерийская рота № 1

Отдельные части:

·        Волонтёры плк Липранди

·        Казачий полк плк Докотина (при главной квартире)

·        Жандармский дивизион

Дунайская флотилия, при ней:

·        Брянский пехотный полк (плк Тилен Ф.Е.)

 

Левый фланг армии

 

Командир – генерал-от-инфантерии Рот Логгин Осипович

От IV Корпуса

10-я пехотная дивизия (см. выше)

11-я пехотная дивизия

Начальники:

- г-м Кузьмин-1 Александр Яковлевич

2-я бригада

- г-м, князь Прозоровский Иван Петрович

- г-м Слатвинский-3 Михаил Иванович

·        Брянский пехотный полк (2 роты, остальные при Дунайской флотилии, см. выше)

·        Орловский пехотный полк (плк Корнеев-2 Н.М.)

3-я бригада

- г-м Семишин Павел Михайлович

- г-м Свечин-2 Алексей Александрович

·        21-й егерский полк (пплк/плк Бойко А.Ф.)

·        22-й егерский полк (плк Дитмар-1 П.Л.)

От VI Корпуса

16-я пехотная дивизия (см. выше)

Донские казачьи полки:

·        пплк Кутейникова

·        пплк Александрина

От VII Корпуса

18-я пехотная дивизия (см. выше)

19-я пехотная дивизия (см. выше)

Донской казачий полк пплк Каргина

В подчинении фланга армии

Бугская уланская дивизия (см. выше)

Инженеры:

·        4-й пионерный батальон

·        7-й пионерный батальон

Казачьи части:

·        6-й Оренбургский полк

·        пплк Золотарёва

·        пплк Ильина

·        пплк Дмитрова

·        пплк Андреянова

 

 



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий