ПРОГУЛКИ
ПО СТАМБУЛУ
ПАНОРАМА
«1453
год»
Мы с давних пор привыкли к мысли, что
взятие Константинополя турками - это некий апокалипсис, трагедия, крушение
Второго Рима и главного бастиона православного мира, горькая потеря, которую
надо оплакивать. Однако есть и иной угол зрения, по которой штурм Города (а его
в средние века именно так и называли, πόλις - и всем было понятно, о каком
именно городе речь) - великая и славная веха, повод для национальной гордости.
Да и центральная фигура штурма, его вдохновитель и организатор, султан Мехмед
II, по популярности в современной Турции является фигурой № 2, сразу после
самого Ататюрка. Султан получил после успешного взятия столицы Византии
почётный титул "Фатих" (Завоеватель), его именем называют в стране
мосты, дороги, улицы, районы - в том числе и второй мост через Босфор. Так
вот, в честь, в память о этом великом событии в истории Турции и открыта эта
панорама в 2010 году.
Подъём страны и национального самосознания
в 2000-х годах этому весьма способствовал, и сейчас этот музей является для турок
одним из самых популярных. Иностранцев в Панораме 1453 совсем немного,
возможно, не более 1/10 посетителей, в
отличие от других достопримечательностей и музеев Стамбула. Так что этот музей
с полным правом можно назвать именно турецким. Хотя,
конечно, ходят и иностранцы вроде меня… сумасшедшего.
Невзрачный внешний вид резко контрастирует с «внутренностями». Ведь как у нас – Панорама «Бородинская битва» сама по себе шикарна, так ведь и здание шикарное. Панорама «Оборона Севастополя» великолепна, так ведь и здание «супер». А тут…? А внутри!
Невзрачный внешний вид резко контрастирует с «внутренностями». Ведь как у нас – Панорама «Бородинская битва» сама по себе шикарна, так ведь и здание шикарное. Панорама «Оборона Севастополя» великолепна, так ведь и здание «супер». А тут…? А внутри!
Сначала, как положено, несколько залов посвящённых истории события, и
кстати, в основном всё на турецком языке. Потом сама панорама. Поднимаешься и,
как будто, идёшь к полю боя прошлых веков – стоит гром восточной батальной
музыки и звуки боя. Заходишь и… обалдеть! Шокирует!! Красотища!!!
Вокруг тебя идёт настоящий штурм Константинополя – воины, пушки, пламя,
динамика, трагедия… и гром воинственной музыки. Ходишь по кругу смотровой
площадки как заворожённый. Раз круг, два круг, три… четыре… не хочется уходить.
Высматриваешь новые детали побоища, появляется какая то жалость к Византийцам,
проникает щемящее чувство уважения к османам. Здорово!
Конечно, панорама исполнена максимально
зрелищно, для впечатления, и не вполне отражает реалии штурма. Они тут
мифологизированы и приукрашены. Например, главная фаза событий произошла ещё в
рассветных сумерках, такого высокого солнца не было, и т.д. Впрочем, это не так
уж и важно - а важно тут то, что Панорама, с самого момента открытия, играет
очень важную национально-воспитательную роль. Сюда водят целые школьные классы,
прямо конвейером. И, возможно, турки это
понимают и не включают «Панораму» в программы туров. Поэтому, если вы из России
(и др. стран) – сами, сами как-нибудь.
СТЕНЫ
ФЕОДОСИЯ
Карты
Константинополя/Стамбула
Современный Стамбул |
Прямо напротив «Панорамы» тянутся стены
старого Константинополя.
«Феодосиевы стены» длиной 5630
метров были воздвигнуты для защиты Константинополя от варваров при
императоре Феодосие II, когда город на семи
холмах вырос за пределы тех стен, которые были предусмотрены его основателем, Константином
Великим.
Феодосиевы
стены были укреплены после того, как часть их обрушилась при землетрясении 740
года. Тогда же перед стеной был вырыт широкий ров. Внутренняя стена высотой 12
метров и шириной 5 метров через каждые 55 метров была укреплена
шестиугольной либо восьмиугольной башней высотой в 20 метров, общее количество
которых доходило до ста. Нижний ярус башен был приспособлен под склад
продовольствия.
Внешняя
городская стена была меньше внутренней и по высоте и по ширине. Из 96
башен внешней стены десять были проездными, из которых парадными считались
Золотые ворота. Эти ворота состояли из трёх мраморных триумфальных арок,
воздвигнутых ещё при Фодосии I (379-395 гг.
правления) и увенчанных крылатой аллегорией Победы.
Наиболее
слабым отрезком стены были Средние стены в речной долине длиной 1250 метров.
Именно этот участок штурмовал Мехмед II во время осады в
1453 году. Значительная часть их оказалась в руинах, но была оперативно
отстроена как Семибашенная крепость и поддерживалась в надёжном состоянии
до XIX века. То место, где янычары проникли в город, отмечено памятным
знаком.
По
мере роста Стамбула Феодосиевы стены начали сносить, преимущественно в конце
XIX и начале XX века. В 1980-е годы ЮНЕСКО выделило средства на
воссоздание разобранных отрезков стены в первоначальном виде, однако
восстановление было довольно поверхностным и, как следствие, вновь отстроенные
участки стены больше других пострадали во время недавних землетрясений.
Карта участков стены
Красным цветом – более или менее сохранившаяся
часть стены, но прорезанная современными улицами, дорогами. Прошёл её всю.
Чёрный цвет (у красного) – участок где я
бродил по самим рунам, по стенам, хотя пути туда перекрыты.
Синим цветом – только фрагменты и руины.
Смотрится, конечно, впечатляюще. Да ещё и «Панорама» перед глазами.
СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ
(Айя-Софии)
Быть
в Стамбуле и не побывать в Святой Софии – это преступление. Ещё одна моя сбывшаяся мечта.
Собор Святой Софии – Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) – бывший патриарший
православный собор, впоследствии мечеть, ныне музей. Всемирно известный
памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византийской империи.
Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София. Построен в VI веке при императоре
Юстиниане I Великом (527-565 гг.).
Во времена Византийской империи собор
находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В
настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. В
1453 году после города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в
1935 году он приобрёл статус музея. Более тысячи лет Софийский собор в
Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире вплоть до
постройки собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров,
диаметр купола 31 метр.
Для
меня (как и для многих других) это символ Восточно-Римской империи (Византии),
прародина русского православия, источник мудрости и власти для русских князей и
государей.
Впечатляет. Правда, по сравнению, с тем же собором Святого Петра в Риме
кажется темноватым, в отличии от яркого, пышного собора высокого возрождения.
Но когда вспоминаешь сколько ему лет, то наступает очарование величия, чуда
веры тех лет.
Для
всех народов, а тем более для дикарей с севера (руссов) это было символом
Величия, Христианства, примером для подражания. Недаром, когда княгиня Ольга
вошла в Собор, то офигела (т.е., схлопотала культурологический шок) и приняла
крещение (955 год).
Для
меня изюминкой стала могила Энрико Дандолы, великого Дожа Венеции. Это та самая
падла, которая организовала крестовый поход на Константинополь в 1204 г. и
которая разграбила его. Люблю Венецию… если забыть 1204 год.
Восхитительно!
Очередной столб желаний. Надо покрутить пальчиком в дырочке. |
ЦИСТЕРНА БАЗИЛИКА, ЕРЕБАТАН
Цистерна
Бази́лика (греч. Βασιλική
Κινστέρναı) – одно из самых
крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя,
имеющее некоторое сходство с дворцовым комплексом. Расположена в историческом
центре Стамбула в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии.
«Цистерна» переводится с греческого как «водохранилище»,
по-турецки еребатан. На 2013 год под Стамбулом найдено более 40 цистерн, но это
самое величественное и огромное. В Базилике хранился резерв питьевой воды на
случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам от
питьевых источников за пределами города.
Строительство
цистерны было начато во время правления императора Константина I (306-337 гг.) и закончено в 532 г. при
императоре Юстиниане. Размеры подземного сооружения —
145 × 65 м, ёмкость — 80 000 м³ воды. Сводчатый потолок
цистерны поддерживают 336 колонн (12 рядов по 28 колонн) 8-метровой высоты,
колонны стоят на расстоянии 4,80 м друг от друга, стены толщиной 4 м
сделаны из огнеупорного кирпича и покрыты специальным водоизоляционным
раствором.
Бо́льшая часть колонн взята из античных храмов,
поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки, часть из
них состоит из одной, другие из двух деталей, у двух колонн в основании головы
Медузы Горгоны (одна из них расположена вниз головой, другая повёрнута на
бок, предположительно для того, чтобы никто не боялся окаменеть, взглянув в
глаза этого чудовища). Неизвестно, откуда они привезены и какому древнему
сооружению принадлежали раньше. По соседству находится «Бассейн желаний».
Цистерна активно использовалась до захвата
Константинополя турками, впоследствии водохранилище было заброшено и сильно
загрязнено, заброшено, забыто. Случайно обнаружена в 70-е годы, и удивились –
такой огромный «храм» под землёй и никто не знал. Только в 1987 году в
очищенной Цистерне открылся музей. Там же водятся огромные карпы.
Окончание
тут - http://hofkriegsrat.blogspot.com/2018/06/2018_26.html
Юра, ты в очередной раз подтвердил почетное звание моего кумира! Отлично проводишь время 8)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Денис!
Удалить