Самоходная
мортира «Карл»
Поскольку установки были единичными
изделиями, каждая из них получила собственное имя:
·
I
— «Адам», позднее переименована в «Бальдур»;
·
II
— «Ева», позднее переименована в «Вотан»;
·
III
— «Один»;
·
IV —
«Тор»;
·
V —
«Локи»;
·
VI —
«Циу»
ТТХ
Ходовая часть
Уникальной особенностью этого орудия
является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло
самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч.
Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным
броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был
установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения
Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия
с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами.
Для обеспечения необходимой устойчивости
при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого
торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с
расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Перевод машины из
походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.
Артиллерийская часть
Артиллерийская часть машины представляла
собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол
мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим
клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального
угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°.
Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи
мортиры была разработана двухступенчатая система отката. При выстреле
происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.
Для
стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом
1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том
числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой
1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).
Бетонобойный
снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и
пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной
450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с,
стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта
снарядов составляло 49 секунд.
Скорострельность орудия
составляла один выстрел в 10 минут.
Боекомплект
орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд
постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально
сконструированных на базе танка PzKpfw IV/. Каждый транспортёр имел
2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На
лотке помещалось три снаряда.
Транспортировка
Используя самоходный лафет, мортира могла
самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода
установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка
подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе
машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка
разбиралась на четыре части:
·
повозка
ствола весом 42 т;
·
верхний
лафет весом 41,8 т;
·
мост
и ходовая часть весом 21,6 т;
·
самоходный
лафет весом 82,3 т.
При
этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки
остальных частей использовались три четырёхосных платформы.
Боевое применение
В боевых условиях мортиры были впервые
применены 22 июня 1941 года. «Один» и «Тор»
в составе батареи 833-го дивизиона неоднократно обстреливали Брестскую
крепость. При этом в первый день применения после нескольких выстрелов в обеих
установках произошло заклинивание снарядов и потребовалось время на устранение
этой неполадки. В дальнейшем они периодически замечались на Восточном фронте в
начальный период войны. При этом, часто случались поломки матчасти.
В рамках подготовки к атаке на Севастополь, запланированной на
начало лета, 18 февраля 1942 года 833-му батальону тяжёлой артиллерии было
приказано сформировать батарею «Карлов» с 2 орудиями «Тор» и «Один». 20 мая 1942 года 11-я армия сообщила, что на
фронте оба орудия выпустили 73 тяжелых и 50 легких бетонобойных снарядов. 54-й
армейский корпус доложил, что 19 тяжелых снарядов выпущены 2 - 6 июня, 54 - 7 июня и все 50 легких
снарядов 8 - 13 июня. До конца месяца доставлены еще 29 тяжелых и 50 легких
снарядов. Все 50 легких снарядов выпущены 30 июня и 25 тяжелых на следующий день. 197-ю из этих снарядов
обстреляны 2 305-миллиметровых двуствольных бронированных башни 30-й батареи береговой
обороны, хотя поразили только 1 башню и выбили электричество во 2-й, которая
была отремонтирована. Интересно, что большие, летящие
сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались
защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины.
19 июля 1942 года батарее Карлов
приказано отправить орудия для ремонта в Хиллерслебен.
В августе 1944 года установка «Циу»
обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.
В 1945 году мортиры под именами «Ева» и
«Локи» были захвачены армией США. Установка «Циу» стала трофеем Красной армии,
захватившей её 20 апреля 1945 года в районе городка Йётеборг. Остальные
три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.
ФОТОГРАФИИ
МОЯ ТВАРЬ
Коробка
Железнодорожные платформы
Ходовая часть
Артиллерийская установка
Окончание
Прикольно...
ОтветитьУдалитьА то! Сам тащюсь.
УдалитьЗдоровая хрень, для 1:35 надо много места!!!! А под платформу пора паровоз покупать!!!!
ОтветитьУдалитьВот блин! Мне тока паровоза не хватало. Я эту то хрень еле разместил дома.
Удалить