Самоходная
мортира «Карл»
Поскольку установки были единичными
изделиями, каждая из них получила собственное имя:
·
I
— «Адам», позднее переименована в «Бальдур»;
·
II
— «Ева», позднее переименована в «Вотан»;
·
III
— «Один»;
·
IV —
«Тор»;
·
V —
«Локи»;
·
VI —
«Циу»
ТТХ
Ходовая часть
Уникальной особенностью этого орудия
является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло
самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч.
Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным
броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был
установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения
Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия
с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами.
Для обеспечения необходимой устойчивости
при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого
торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с
расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Перевод машины из
походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.
Артиллерийская часть
Артиллерийская часть машины представляла
собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол
мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим
клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального
угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°.
Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи
мортиры была разработана двухступенчатая система отката. При выстреле
происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.
Для
стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом
1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том
числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой
1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).
Бетонобойный
снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и
пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной
450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с,
стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта
снарядов составляло 49 секунд.
Скорострельность орудия
составляла один выстрел в 10 минут.
Боекомплект
орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд
постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально
сконструированных на базе танка PzKpfw IV/. Каждый транспортёр имел
2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На
лотке помещалось три снаряда.
Транспортировка
Используя самоходный лафет, мортира могла
самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода
установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка
подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе
машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка
разбиралась на четыре части:
·
повозка
ствола весом 42 т;
·
верхний
лафет весом 41,8 т;
·
мост
и ходовая часть весом 21,6 т;
·
самоходный
лафет весом 82,3 т.
При
этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки
остальных частей использовались три четырёхосных платформы.
Боевое применение
В боевых условиях мортиры были впервые
применены 22 июня 1941 года. «Один» и «Тор»
в составе батареи 833-го дивизиона неоднократно обстреливали Брестскую
крепость. При этом в первый день применения после нескольких выстрелов в обеих
установках произошло заклинивание снарядов и потребовалось время на устранение
этой неполадки. В дальнейшем они периодически замечались на Восточном фронте в
начальный период войны. При этом, часто случались поломки матчасти.
В рамках подготовки к атаке на Севастополь, запланированной на
начало лета, 18 февраля 1942 года 833-му батальону тяжёлой артиллерии было
приказано сформировать батарею «Карлов» с 2 орудиями «Тор» и «Один». 20 мая 1942 года 11-я армия сообщила, что на
фронте оба орудия выпустили 73 тяжелых и 50 легких бетонобойных снарядов. 54-й
армейский корпус доложил, что 19 тяжелых снарядов выпущены 2 - 6 июня, 54 - 7 июня и все 50 легких
снарядов 8 - 13 июня. До конца месяца доставлены еще 29 тяжелых и 50 легких
снарядов. Все 50 легких снарядов выпущены 30 июня и 25 тяжелых на следующий день. 197-ю из этих снарядов
обстреляны 2 305-миллиметровых двуствольных бронированных башни 30-й батареи береговой
обороны, хотя поразили только 1 башню и выбили электричество во 2-й, которая
была отремонтирована. Интересно, что большие, летящие
сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались
защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины.
19 июля 1942 года батарее Карлов
приказано отправить орудия для ремонта в Хиллерслебен.
В августе 1944 года установка «Циу»
обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.
В 1945 году мортиры под именами «Ева» и
«Локи» были захвачены армией США. Установка «Циу» стала трофеем Красной армии,
захватившей её 20 апреля 1945 года в районе городка Йётеборг. Остальные
три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.
ФОТОГРАФИИ
МОЯ ТВАРЬ
Коробка
Железнодорожные платформы
Ходовая часть
Артиллерийская установка
Окончание