Translate my Blog

воскресенье, 7 июня 2020 г.

АРМИИ ВОЙНЫ ЗА АВСТРИЙСКОЕ НАСЛЕДСТВО 1740 – 1748 гг. - 3. АРМИЯ ФРАНЦИИ



АРМИИ
ВОЙНЫ ЗА АВСТРИЙСКОЕ НАСЛЕДСТВО
1740 – 1748 гг.

Другие  посты по теме:

https://hofkriegsrat.blogspot.com/2020/06/1740-1748-1.html - Вступление, армия «Австрии»
https://hofkriegsrat.blogspot.com/2020/06/1740-1748-7.html  - армия Великобритании




АРМИЯ ФРАНЦИИ
(Ордонанс 1736 года)

     На 1740 год армия Королевства Франция считалась и самой большой и самой сильной. При этом главной проблемой армии был постоянный финансовый кризис в стране, который начался ещё во времена правления Людовика XIV. Этот «Король-солнце» вёл бесконечные и тяжёлые войны. Последним ударом по финансам стала война За Испанское наследство 17011-1714 гг. В ходе этой войны Франция смогла выставить сотни пехотных полков, десятки кавалерийских полков. И, хотя, больше половины этих полков имели по одному батальону и по два эскадрона, тем не менее, это была грозная сила. После войны, а особенно после смерти «Солнца» началось резкое сокращение армии – что то расформировывалось, что то объединялось.
   Но и войны не прекращались, они шли одна за другой. Да и главные враги были те же самые – Англия и Священная Римская Империя, кроме войны с Испанией в 1718-1720 гг. где, надо же (!), Франция, Англия и Империя были союзниками против Испании.
    В 1736 году произошла очередная реорганизация армии – было сокращено количество полков и введёны новые мундиры, которые носились до Семилетней войны. Кстати, именно количество полков 1736 года и просуществовало до падения королевской власти в конце века за редким исключением.


La Maison Militaire du Roy
 (Гвардия Короля)

Базовый состав La Maison Militaire du Roy:
1.     Шотландская рота Gardes du Corps (фактически 2 роты)
2.     Первая Французская рота Gardes du Corps (фактически 2 роты)
3.     Вторая Французская рота Gardes du Corps (фактически 2 роты)
4.     Третья Французская рота Gardes du Corps (фактически 2 роты)
5.     Рота Конных гренадёров
6.     Гвардейские жандармы (рота)
7.     Гвардейские шеволежеры (рота)
8.     Первая рота Мушкетёров
9.     Вторая рота Мушкетёров
10.  Полк Французской гвардии (4 батальона)
11.  Полк Швейцарской гвардии (4 батальона)
12. Швейцарская сотня

           В боях Maison Militaire du Roy составляли главный резерв и основную ударную силу. И если в XVII веке гвардия выступала в поход только сопровождая короля, то уже в ходе войны за Испанское наследство она, что называется, «оторвалась» от монарха и выступала отдельно от него, кроме Швейцарской сотни.








ПЕХОТА

         Главная сила французской армии. Подробнее о её структуре можно посмотреть тут:


       Мундиры после 1715 года упростили, перед Семилетней войной ещё раз упростили (т.е., стали дешевле). Тем не менее, в войну, в 1740 г. вступили по Ордонансу 1736 года (Королевский указ о введении и изменении формы одежды).

Французские полки



















  
Иностранные полки










КОННЫЕ ПОЛКИ

           Кавалерии  было много, но система комплектования (продажа должностей от первого чина до владельца полка) и отсутствие хороших лошадей во Франции делали французскую кавалерию одной из слабейших в Европе. Но её было много…
         Реальной силой и уважением у врагов пользовались жандармы и карабинеры, на которых хватало прекрасных лошадей, но их было мало…













ДРАГУНЫ

           Во всех «развитых и сильных» странах Европы драгуны уже в начале XVIII в. считались классической кавалерией. Иногда их называли лёгкой кавалерией (или лёгкой линейной) из-за более лёгких лошадок, чем у кирасиров. А вот во Франции, вплоть до конца монархии, драгуны оставались «ездящей пехотой».  Да так оно и было – и кони плохие, и выучка никакая. Правда, французы часто их использовали как высокомобильную пехоту. Дрались они и как кавалерия, главное тут, не нарваться на «настоящих кавалеристов».






ГУСАРЫ

          К концу века во Франции было много гусарских полков, но в период войны за Австрийское наследство их было только три. Основой гусарских полков были венгры, бежавшие от Габсбургов, или просто наёмники, а таких было много. Третий полк, Эстерхази, был полностью из венгерских наёмников, да и сам князь Эстерхази был классическим наёмником.
            Проблема гусаров была в том, что никто в Европе (кроме «Австрии») толком не знал как их использовать. Конечно, применяли, главным образом, для решения двух задач – ближайшей разведки и охраны обозов. А то, что творили Имперские гусары (т.е., «австрийские») было для французских гусаров недосягаемо – глубокая разведка, глубокие рейды в тыл и на коммуникации противника, постоянное, днём и ночью, воздействие на противника, деморализуя его, и т.д.



ЛЕГИОНЫ, ОПОЛЧЕНИЕ

        Во Франции всегда было много желающих повоевать, но не желающих подчиняться военной дисциплине. Впервые массово они вылупились именно в войне За Австрийское наследство (в «Семилетку» их вообще стало немеренно). В бою толку от них было мало, но они годились (относительно) для охраны обозов, разведки… грабежа «врагов». Для их формирования нужны две вещи: желание повоевать и деньги на формирование воинства. Да и, патент короля на разрешение формирования банды.





АРТИЛЛЕРИЯ и ИНЖЕНЕРЫ

         Это ещё не «наповская» артиллерия, да и Грибоваль только начинал служить в «австрийской» армии. Парадоксом было то, что имея хорошую матчасть, французская артиллерия была одной из худших. Почему? Да потому, что артиллеристы вплоть до разгара Семилетней войны 1756-1763 гг. заряжали пушки раздельно, т.е., артиллеристы засыпали порох специальными совками, а не в картузах, как давно уже делали в других странах. Это дико усложняло процесс заряжания и как результат низкая эффективность стрельбы. Это трудно понять, учитывая, что Франция отличалась более продвинутой наукой, чем её «партнёры». Как объяснение я где то вычитал (к сожалению, не помню где), что французские военные полагались на образованность не только самих артиллерийских офицеров, но и унтеров, которые, типа, всегда засыпали пороха столько, сколько необходимо в данный момент (дальность, тип боеприпаса и т.д.). Но вот в бою не всегда есть время для таких расчётов.
          А вот их инженеры! Лучшая подготовка, более образованные и т.д. и т.п. Школа Вобана давала о себе знать! Именно французские фортификаторы, минёры, сапёры, топографы были лучшими в Европе.



10 комментариев:

  1. По поводу артиллерии: есть мнение, что картузное заряжание давало бОльшую скорострельность, но лишь на определенное время (на несколько выстрелов) - поскольку сгорание холста (мешковины) картуза приводило к бОльшему нагару в стволе, и посему чистка ствола требовалось чаще. Так что для непродолжительной перестрелки картуз - самое оно, а вот для длительного боя - не факт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так это понятно. Тут сразу возникает масса вопросов. Что значит продолжительный бой, собственно, для артиллерии?А вообще, сколько она (пушка) делала выстрелов за бой? А какой нагар от пороха, а он тоже был? И как общий вопрос - каково соотношение времени боя, количества выстрелов, степени нагара? Артиллерия обороняющихся делала больше выстрелов (свои, как правило не мешали), наступающих делала намного меньше выстрелов. Ну и т.д. и т.п.

      Удалить
  2. А тут ещё их система продажи должностей.... такое ощущение, что весь офицерский корпус держался на отдельных личностях... был Тюренн и иже с ним, армия была сильна несмотря на все те процессы, которые разъедали армию почти весь 18 век... инженеры были этим затронуты, наверное, намного меньше, поскольку сфера деятельности достаточно специализированная.

    ОтветитьУдалить
  3. ... почти весь 18 век, я имел в виду, что причины упадка армии в 18 веке действовали почти так же, как и в 17... но там были Тюрренн и иже с ним, а тут ...даже не знаю, кого в семилетку выделить....

    ОтветитьУдалить
  4. А на артиллеристах этот упадок тоже сказывался достаточно сильно, особенно если вспомнить, чт пресловутая система Грибоваля есть заимствование передового опыта австрийской системы князя Лихтенштейна... Там даже сам Фридрих у австрийцев стырил часть...

    ОтветитьУдалить
  5. Нашёл! цитата длинная, правда...

    Прежде всего, хотелось бы отметить, что именно во Франции с созданием регулярной армии во второй половине XVII в. были сделаны первые попытки привести в систему артиллерийское вооружение. Авторами не реализованной на практике реформы полевой артиллерии были инженер Антонио Гонсалес и генерал Фрезо де ла Фрезельер. Цель, поставленная этими людьми, была осуществлена генералом Жаном Флораном де Вальером (1667-1759), который разработал и ввел в войсках единую артиллерийскую систему, принятую на вооружение в 1732 г. Девальеровская материальная часть при наличии ряда достоинств имела особенности, из-за которых она скоро отстала от времени. Проблема состояла в том, что де Вальер создавал свою систему, исходя из опыта войн Людовика XIV, в которых преобладали не полевые сражения, а осады крепостей. Поэтому пушки де Вальера делались с расчетом на возможность их применения в “крепостной” войне, а следовательно, главное, чего желали от них добиться, это дальнобойность и мощный начальный импульс ядра. Отсюда необходимость больших пороховых зарядов и, как следствие, стволов с чрезвычайно толстыми стенками.

    Нетрудно догадаться, что пушки де Вальера для боя в открытом поле оказались тяжелы и плохо подвижны. Наконец, де Вальер, исходя прежде всего из опыта осад, сделал ставку не на быструю стрельбу, а наоборот, на медленный, “размеренный” огонь, что должно было экономить ядра и порох. В результате из его системы были изгнаны картузы (мешочки с отмеренным пороховым зарядом), и артиллеристы, как и в начале XVII в., насыпали порох в канал ствола с помощью специальных совков.

    Недостатки системы де Вальера проявились в первых же войнах, где использовались его пушки. Особенно они стали очевидными, когда в 40-е годы XVIII в. пруссаки, а затем австрийцы ввели в войсках системы полевой артиллерии (соответственно - системы Хольцмана и Лихтенштейна), где ставка делалась не на дальнобойность, а на легкость и маневренность орудий. Наконец, теоретическим основам системы де Вальера был нанесен мощный удар, когда опыты Белидора (1739 г.), профессора артиллерийской школы в Ла Фере, доказали, что дальнобойность орудий не находится в прямо пропорциональной зависимости от веса порохового заряда.

    ОтветитьУдалить
  6. Другими словами, то в чём французы были сильны,- в инженерном деле, оказалось одновременно и их слабостью... Плюс та же продажа должностей, поскольку Грибовалю ещё сын де Вальера козни строил... Даже на несколько лет отошли от системы Грибоваля, вернувшись к де Вальеру...

    ОтветитьУдалить
  7. И ещё по поводу системы де Вальера, ещё цитата:

    Каждое орудие имело только одни средние размеры, выраженные в калибрах. Двойные, средние, малые, законные и незаконные пушки были исключены. Установлено наблюдение за точностью и доброкачественностью изготовления, т. е. введена приемка орудий.

    Для уменьшения вредного влияния разгара запальных каналов каналы эти делались во вкладных конических стержнях из красной меди (не столь подверженной разгару), сменяемых по мере надобности.

    Стволы отливались из бронзы, отличались изяществом наружной отделки и точностью изготовления каналов. Пушки не имели особых зарядных камор. Мортиры изготовлялись с зарядными каморами цилиндрическими и грушевидными.

    Последнего вида каморы появились ранее введения системы Вальера. Какое значение придавалось таким каморам неизвестно, но они могли усиливать действие пороха на снаряд вследствие динамического характера этого действия.

    Преобразования Вальера в области материальной части артиллерии не коснулись требований подвижности, почему стволы орудий его системы отличались большим весом (до 250 весов снарядов). Благодаря этому получалось однако меньшее разрушительное действие выстрела на лафет.

    Уделяя большое внимание осадной и крепостной артиллерии, Вальер не включил однако на их вооружение ни гаубиц, ни легких полевых орудий. Полковые орудия Вальер считал даже вредными, так как их применение приводит к раздроблению артиллерии по боевым порядкам. Также не выделил он полевой артиллерии. Лафеты остались без изменения. В видах упрощения приемов заряжания он отменил картузы для зарядов, что, наоборот, привело к усложнению этих приемов и имело еще последствием уменьшение скорострельности, хотя приводило к меньшей 'растрате боевых припасов'. Артиллерия системы Вальера благодаря большим относительным зарядам отличалась большим могуществом, но это покупалось слишком дорогой ценой понижения подвижности до такой степени, что артиллерия часто не успевала своевременно на поле сражения.

    В других отношениях деятельность Вальера ознаменована учреждением полигона для опытных стрельб, введением артиллерийских приемщиков и развитием полковых школ (он был их главным инспектором).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бааааа!!! Я писаю паром от восторга!!! Вот уж спасибо, так спасибо за эти большие цитаты!!!

      Удалить
  8. Так что получается, что либо инженеры, либо артиллеристы.....

    ОтветитьУдалить